18 Июня, 21:37

Телемедицина: ожидания и реальность

Мария Сидорова
26 Декабря 2017, 11:09
6482
Фото: www.universityofcalifornia.edu
Vademecum подводит итоги 2017 года и пытается заглянуть в ближайшее будущее новой отрасли здравоохранения

С 1 января 2018 года, по замыслу регуляторов, в индустрии здравоохранения должен начать расти новый перспективный сегмент – телемедицинский. Предвкушая вступление в силу ФЗ №242 «О телемедицине», IT-разработчики и поверившие в онлайн-коммуникацию с пациентами клиницисты в 2017 году запустили с десяток тематических проектов, а о своем интересе к нише заявили сразу несколько солидных инвесторов, в том числе «Мегафон» и Сбербанк. Проблема в том, что принятый рамочный закон никак не уберегает игроков еще не родившегося рынка от фальстарта: работа телемедицинских сервисов может в любую минуту застопориться из-за отсутствия подзаконных актов, примиряющих 242‑ФЗ с реальным нормативным пространством. Кроме того, никакой закон не способен повлиять на эффективность инвестиций в телемедицину, профит от использования которой достоверно никто толком не просчитал.

Федеральный закон №242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», который в отрасли называют законом «О телемедицине», стал предметом бурных дискуссий задолго до принятия. 

Еще в 2016 году были написаны два варианта этого документа, один – Минздравом, другой – IT‑сообществом. После длительных обсуждений и согласований правительство внесло в Госдуму версию Минздрава, которая после тщательной редактуры получила в июле 2017 года статус ФЗ №242, вступающего в силу с 1 января 2018 года. 

Несмотря на трудную судьбу и небесспорное содержание документа, отрасль восприняла его позитивно. Во‑первых, закон впервые ввел в правовое поле понятие «телемедицина», создав предпосылки для включения телемедицинских услуг в программу госгарантий и систему ОМС. Во‑вторых, разрешил врачам в ходе онлайн‑консультаций корректировать уже назначенное лечение, что приближает такую медицинскую коммуникацию к полноценному приему. Хотя и после вступления ФЗ в силу впервые поставить диагноз и определить лекарственную терапию можно будет только при очной встрече с пациентом. В чем же тогда заключается законодательная новация, какой от нее толк операторам телемедицинских сервисов?

Для уже действующих игроков, кажется, почти ничего не изменилось: операторы и после 1 января 2018‑го смогут проводить дистанционные консультации, избегая постановки диагноза и лекарственных назначений. Но это лишь на первый взгляд, на самом же деле телемедицинские сервисы формата «врач – пациент» рискуют не только остаться нелегитимными, но и попасть под прямой запрет. Заместитель генерального директора ООО «Амедико» (управляет сервисом «Медархив») Виктор Кожевников, например, рассуждает так: со вступлением ФЗ №242 в силу дистанционная консультация врача переходит в статус медицинской услуги, а значит, ко всей коммуникации будут предъявлены уже совсем другие требования.

«Казалось бы, простая вещь – спросить пациента, на что он жалуется, не получив его добровольного согласия, уже незаконно, – продолжает мысль коллеги руководитель проекта «Мобильный доктор» Альберт Муртазин, напоминая, что по действующим нормативам добровольное согласие может быть дано пациентом только в режиме офлайн. – А чтобы появилась электронная форма этого документа, нужно изменить приказ Минздрава 1177‑н об информированном согласии». 

Есть проблемы и с официальной идентификацией пациента, поскольку ни один документ не объясняет, как коммерческому сервису подключиться к ЕСИА [портал госуслуг. – Vademecum] и ЕГИСЗ». 

В плане срочной нормотворческой деятельности Минздрава значатся 15 тематических документов, которые ведомство совместно с правительством должно изменить или создать с чистого листа до 1 января 2018 года, – без этих подзаконных актов телемедицинские услуги полноценно оказывать невозможно. 

На момент выпуска этого номера Vademecum в печать регуляторами были подготовлены только пять проектов необходимых для функционирования сегмента документов. Но даже если правительственные чиновники поспеют с изготовлением задуманных нормативных актов к Новому году, сервисы формата «врач – пациент» все равно работать не будут. Хотя бы потому, что для оказания платной медицинской услуги компания должна подписать с пациентом договор. «Дистанционно, по действующим нормативам [постановление Правительства РФ №1006 от 4 октября 2012 года. – Vademecum], этого сделать нельзя, однако в нормотворческих планах Минздрава этот вопрос тоже никак не отражен», – отмечает Альберт Муртазин.

Пульт не прощупывается

Основные параметры российских телемедицинских сервисов*

Сервис Инвестор/автор(-ы)
проекта
Стартовые инвестиции**
млн рублей
Старт проекта Число
врачей
Количество консультаций
Доктор «Доктор на работе»,  Иван Картовицкий 20 Октябрь 2017 года 50 500 видео и чат-консультаций
Медархив Борис Зингерман,
Никита Шкловский-Корди
н/д Январь 2016 года 300 10 000 консультаций в чате 
Medesk Владимир Ковальский 60 2012 год 300 200 000
Педиатр 24/7,
Онлайн Доктор
Genome Ventures, Арес (Ташир Инвест), Денис Юдчиц, Оганес Саруханян, Кирилл Филиппов н/д Август 2013 года 140 35 000
Доктор Рядом Леонид Меламед, Владимир Гурдус, Александр Пилипчук,
Денис Швецов
20 Январь 2017 года 30 3 000
Qapsula Дмитрий Шаталин,
Дмитрий Мазница,
Роман Тушин
30 Август 2015 года 2 000 2 500
Ondoc Александр Константинов н/д Март 2016 года 113 2 200
Telemed Help Владимир Гераскин,
Иван Таврин
10-15  Май 2017 года 1 100 1 000
Мобильный доктор Игорь Ерёмин 12 Октябрь 2016 года н/д 300
Мегафон.Здоровье Мегафон,
Ян Кухальский
н/д Ноябрь 2017 года 1 100 200
МТС и Медси МТС и Медси н/д Март 2017 года 8 н/д
Яндекс.Здоровье Яндекс,
Григорий Бакунов
н/д Апрель 2017 года н/д н/д
Okdoctor Линар Гарифуллин  5 Апрель 2017 года 100 н/д
Doctor Smart  Павел Ройтберг,
Владимир Никольский
н/д Февраль 2018 года н/д н/д
Модуль здоровья
(DocDoc)
Сбербанк,
Дмитрий Петрухин
0,1-0,15*** Декабрь 2018 года н/д н/д

*данные основаны на опросе телемедицинских сервисов

**данные компаний и оценки экспертов

***стоимость одной капсулы

Источник: Аналитический центр Vademecum

Часть телемедицинских стартапов, разглядевших правовые и операционные риски, уже начала искать новые смежные ниши: одни перенастраиваются под агрегаторов, суммирующих чужие консультационные предложения; другие предлагают более удобные клиенту сервисы записи на прием к врачу; третьи планируют работать «медицинскими адвокатами», то есть рассказывать пациентам, как именно должен проходить очный прием. 

Еще один модный формат – телемедицинские кабинки, позволяющие совмещать офлайн‑прием с дистанционным. Например, в капсуле сервиса DocDoc в Сбербанке очно консультирует медицинская сестра. В феврале 2018 года «Ак БАРС Страхование» совместно с ПАО «Ак БАРС Банк» готовятся открыть в Татарстане телемедицинский центр Okdoctor: прием пациентов будет вести врач общей практики, а узкие специалисты – подключаться к консультации по видеосвязи. 

Без препятствий будут развиваться телемедицинские сервисы, ориентированные на b2b‑рынок, считает генеральный директор ООО «Капсула» Дмитрий Мазница: «Мы будем продолжать работать с фармацевтическими компаниями, при этом не планируем ограничивать себя присутствием только на российском рынке».

Глава комитета «Интернет + медицина» ИРИ Георгий Лебедев, оценивая перспективы коммерческих телемедицинских проектов, выразился в том смысле, что малый бизнес в этой нише, скорее всего, пока окажется недееспособным. У государственных клиник, говорят эксперты, шансов воспользоваться технологиями, подпадающими под действие ФЗ‑242, больше. 

По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, в ряде регионов вовсю разворачиваются пилотные проекты по телемедицинской поддержке хронических больных, а с 2019 года такие сервисы в формате «врач – пациент» должны заработать повсеместно. «Телемедицину будут развивать крупные больницы, которые после вступления закона в силу смогут дистанционно наблюдать своих пациентов», – прогнозирует Лебедев из ИРИ. Ожидания частников в сфере телемедицины обусловлены профилем и бизнес‑моделью клиники. 

Для медцентров, зарабатывающих на использовании медоборудования, дистанционные консультации – удобный инструмент. «После онлайн‑диагностики человек приходит в клинику с нужными анализами, что позволяет сразу направить его на те или иные процедуры», – говорит гендиректор сети «Бест клиник» Екатерина Михальская. 

А вот для медцентров, основную часть выручки которых формируют первичные приемы, телекоммуникации – по сути, потеря денег. «Когда пациент звонит по видеосвязи, он общается с конкретным врачом, а когда приходит в клинику – одним специалистом прием не ограничивается, и клиника зарабатывает на среднем чеке», – признается гендиректор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

В то же время никто из опрошенных Vademecum представителей частных клиник не смог составить хоть сколько‑нибудь внятную формулу эффективности использования телемедицинских решений. 

Заместитель финансового директора медицинских проектов IPT Group (управляет сетью «К+31») Алексей Судаков считает, что телемедицина поможет нарастить поток пациентов в клинику за счет тех людей, которые физически до нее не доходят, но оговаривается: «Телемедицина – не коммерческий продукт, на этом нельзя заработать большие деньги. Мы за счет присутствия онлайн рушим стены госпиталя, становимся доступны пациентам из любой точки страны, повышаем их лояльность». 

По мнению Пилипчука, монетизировать онлайн‑приемы все‑таки можно, но опять же в b2b‑сегменте. «Телемедицинские консультации можно добавлять в продукты страховых компаний, а с банками – развивать коробочные предложения [стандартизированные пакеты услуг. – Vademecum]. Хорошие «коробки» стоят тех денег, которые клиент банка сразу отдать не может, поэтому банки продавали только дешевые предложения с низкой обращаемостью пациентов. А телемедицина дает возможность продавать решения, которыми пациенты будут часто пользоваться, но это дешево».

телемедицина, яндекс, фрии, мегафон, клименко, ири, лебедев, путин, дума, закон, правительство, информатизация, егисз, емиас
Источник Vademecum №22, 2017
Поделиться в соц.сетях
Здравоохранению в 2019 году добавят 13 млрд рублей из федерального бюджета
Сегодня, 20:16
В I квартале 2019 года выплаты в ДМС росли в 2,3 раза быстрее увеличения объема сборов
Сегодня, 18:39
На реконструкцию ФАПов и амбулаторий в Крыму направят 1 млрд рублей
Сегодня, 18:03
Росздравнадзор просит СК еще раз проверить работу педиатра Евгения Ликунова
Сегодня, 17:46
Роскачество проверит телемедицинские мобильные приложения
17 Июня 2019, 18:05
Закон о защите врачей от нападений будет принят в 2019 году
14 Июня 2019, 18:22
В американском штате Мэн разрешили эвтаназию
Губернатор штата Мэн Джанет Миллс подписала законопроект, разрешающий врачам выписывать неизлечимо больным пациентам препараты, с помощью которых они могут добровольно совершить самоубийство. Мэн стал восьмым американским штатом, где легализовали эвтаназию.
13 Июня 2019, 17:14
Медведев расширил перечень медизделий, которые могут закупаться по наименьшей цене
13 Июня 2019, 15:03
Минздрав попросил Медведева найти рычаги влияния на регионы
11 Июня 2019, 19:50
Александр Караськов сообщил Путину о «рейдерском захвате» НМИЦ имени Мешалкина
11 Июня 2019, 8:47
Сервис Doc+ свернет службу выезда врачей на дом
Телемедицинский сервис Doc+ вслед за питерским филиалом с июля 2019 года закрывает офлайн-подразделение в Москве и сокращает большую часть медицинского персонала, работавшего в службе выезда на дом. В компании объясняют это изменениями в стратегии. Убыток стартапа в 2017 году превысил 342 млн рублей.
10 Июня 2019, 17:28
Путин утвердил Стратегию развития здравоохранения до 2025 года
7 Июня 2019, 20:33
Голикова уверена, что частники стремятся в здравоохранение
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова, выступая на ПМЭФ-2019, привела здравоохранение в качестве примера успешной интеграции частных компаний в государственную систему. Представители бизнеса все чаще инвестируют в сферу здравоохранения, а количество частных компаний – участников системы ОМС быстро растет. Этого удалось добиться, убеждена вице-премьер, благодаря «понятной тарификации медицинских услуг».
7 Июня 2019, 19:19
Московские поликлиники получили более 72 млн рублей грантов
Мэрия Москвы по итогам 2018 года выделила 72 млн рублей взрослым и детским поликлиникам, подведомственным Департаменту здравоохранения, за профилактику и раннее выявление онкологических заболеваний. Эти деньги предназначены для поощрения медицинского персонала.
6 Июня 2019, 11:48
Власти Татарстана намерены создать свой международный медицинский кластер
Депутаты Госсовета Республики Татарстан направят в Госдуму РФ законодательную инициативу о создании в регионе международного медицинского кластера (ММК) – по аналогии с московским ММК.
5 Июня 2019, 19:29
Телемедицинские точки в отделениях Почты России поставит «ММТ»
5 Июня 2019, 16:43
Москвичи смогут получать результаты анализов дистанционно
5 Июня 2019, 14:51
Власти Бурятии после скандала ликвидируют детскую больницу
Глава Республики Бурятии Алексей Цыденов распорядился ликвидировать Детскую клиническую больницу (ДКБ) города Улан-Удэ как самостоятельную организацию и присоединить ее к Детской республиканской клинической больнице, а также уволить главврача ДКБ Галину Егорову. В 2019 году подпавшее под реорганизацию медучреждение оказалось в эпицентре двух уголовных дел – по ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
5 Июня 2019, 13:06
Минздрав меняет порядок направления сельских пациентов в ЦРБ для оказания специализированной помощи
Министерство здравоохранения РФ представило проект изменений в Положение об организации оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи. Поправки касаются пациентов из сельской местности.
3 Июня 2019, 17:43
Яндекс.Метрика