27 Июля 2024 Суббота

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении
Мнения Мединдустрия
18 марта 2024, 15:43
Фото: freepik.com
2905

В Госдуме признали важность негосударственного управленческого потенциала в создании медицинской инфраструктуры и решили нанять аналитиков для оценки эффективности текущих государственно-частных проектов в сфере здравоохранения. А пока исследователи за 5,5 млн рублей рисуют для парламентариев картину медицинского ГЧП в России, попутно выявляя препятствия для заключения и реализации концессий, Vademecum попросил поделиться мнением на этот счет практика – гендиректора медицинского дивизиона Группы «ВИС» Сергея Парсаданяна, чья компания в партнерстве с государством построила перинатальный центр в Сургуте и сейчас возводит поликлиники в Якутске и Новосибирске.

С. Парсаданян.png

Сергей Парсаданян

Практика применения ГЧП в области медицины в нашей стране, несмотря на достаточное количество построенных и работающих медицинских объектов, только зарождается. Состоявшихся кейсов до сих пор мало, а там, где объект уже эксплуатируют, подводить итоги преждевременно. И я бы не торопился назвать текущее положение вещей в этой сфере слишком успешным. Есть примеры, где частные партнеры государства сработали в лучшем случае «в ноль», а в приватных разговорах зачастую отмечают, что ушли «в минус». Есть и другие кейсы, где после завершения инвестиционной фазы партнеры были вынуждены урегулировать разногласия в судах. Все это говорит об имеющихся проблемах и необходимости корректировки нормативной базы и характера взаимоотношений партнеров в таких проектах.

С другой стороны, сами регионы зачастую опасаются проектов, реализуемых в формате ГЧП и концессий. Виной тому, на мой взгляд, отсутствие наработанного опыта и уверенных компетенций в том или ином субъекте, необходимость обеспечить частному партнеру минимальную рентабельность и, как следствие, опасение действий надзорных органов, постоянно меняющаяся нормативная база, нехватка фонда ОМС для содержания современных объектов и многое другое.

Общая причина проблем – несовпадение взаимных ожиданий партнеров и полученных результатов, к которым приводит нехватка наработанной практики составления и заключения ГЧП-соглашений, обусловленная отсутствием конкретно сформулированных нормативных определений. Такие пробелы представляют собой «юридические мины», взрывающиеся только на стадии реализации проекта, когда партнеры вынужденно передоговариваются по ключевым параметрам соглашения.

Не упрощают положение и аппетиты фактического заказчика – медиков, которые по мере проектирования и создания объекта стараются включить в проект как можно больше новаций и одновременно вписаться в бюджет. «Аппетит приходит во время строительства», если перефразировать известную поговорку. Решение найти удается, но это требует достаточного количества времени: появляются задачи по изменению первоначальных медико-технических заданий на проектирование и, как следствие, приходится вносить изменения в соглашения о ГЧП.

Отдельно стоит остановиться на проблеме компетенций региональных команд, общей для всей сферы ГЧП в стране. В большинстве регионов функционал по формированию и сопровождению ГЧП-соглашения или концессии отдан профильному ведомству: в медицине это местный минздрав или депздрав. Судя по нашему опыту и опыту коллег, это не вполне эффективно. ГЧП и концессии – специфическая область экономического знания и соприкосновения интересов частных инвесторов и государства. Очевидно, что отраслевые ведомства, чьи специалисты заняты своими первостепенными задачами, не могут отрабатывать непрофильные для них вопросы. Проблема решается аутсорсом юристов, но, к сожалению, не всегда приглашенные специалисты глубоко погружены в специфику такого штучного продукта на уровне региона, как ГЧП в здравоохранении.

Гораздо более эффективна схема, когда публичным партнером от региона выступают местные департамент или министерство экономики либо фонд развития. В этом случае проще объединить знания и опыт сотрудников, которые держат руку на пульсе этой непростой отрасли. Профильное же ведомство можно приглашать по мере необходимости для решения узкоспециализированных медицинских вопросов.

В числе сдерживающих факторов развития медицинского ГЧП нельзя не вспомнить часто обновляющуюся нормативную базу – как в сфере строительства, так и в отрасли здравоохранения. Значительные хлопоты создает подчас отсутствие единых требований по оформлению и комплектации объектов. Выбор протокола или поставщика может сильно отличаться от объекта к объекту.

Большой пробел в нормативной базе наблюдается и на этапе ввода медицинских объектов в эксплуатацию. После завершения строительства местный архитектурно-строительный надзорный орган выдает заключение о соответствии объекта проектной документации. Далее медицинский объект переходит на этап лицензирования, где проходит новое обследование близкими по профилю, но совершенно другими специалистами, из иных надзорных органов. И если первые изучают созданный медицинский объект сначала как строительную «коробку», то есть здание, а потом уже как объект медицины, то вторые сначала видят объект медицины и только потом – «коробку». И в данном случае не важно, что первично – форма или содержание. Важно то, что требования двух схожих проверяющих органов сильно отличаются, а как итог – объект, допущенный к эксплуатации одним государственным ведомством, по настоянию другого требует доработки.

За чей счет проводить доработку, кто оплатит дополнительные изменения по новым требованиям, которые возникли в процессе передачи объекта медикам? На эти вопросы ответов пока нет.

В последнее время ко всему прочему прибавилась еще одна проблема – рост ключевой ставки, из-за чего многие проекты вошли в зону турбулентности. Публичный партнер не может или не хочет финансировать проекты с такой высокой планкой заемного финансирования, а частные партнеры не могут работать себе в убыток. Невольно начинаются отсылки к 44-ФЗ, попытки заново пересчитать оценку экономической эффективности ГЧП-проекта и даже расторгнуть контракты и вернуться к привычному государственному контракту, особенно если у региона имеются свободные средства. И это, несмотря на очевидные плюсы ГЧП перед прямыми государственными закупками, когда регион может строить социально значимые объекты быстрее, качественнее и с гарантиями на долгий период, при этом распределяя нагрузку на бюджет за счет инвестиций частной стороны.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора. Если вам есть что сказать по этому или другому актуальному поводу, пишите на почту: kamaev@idffmedia.ru.

гчп, государственно-частное партнерство, концессии, инфраструктура, строительство, группа вис
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении