27 Июля 2024 Суббота

Почему медики и разработчики прикладных программных решений не могут найти общий язык
Владимир Степанов, Мария Сидорова Мединдустрия
12 декабря 2017, 12:20
Фото: theglobalhealthnews.com
6776

Медицинские цифровые информсистемы – от традиционной электронной медкарты до big data – уже должны были, по идее, стать для продвинутых игроков рынка медуслуг удобным инструментом оптимизации бизнес‑процессов и генерации выручки. Проще говоря, помогали бы резать косты. Но, как показал опрос Vademecum, больше половины собственников и менеджеров коммерческих клиник считают, что как раз с этими задачами IT‑продукты и не справляются. Пока управленцы и врачи не нарастят свои компетенции в «цифре», никакие хард и софт их бизнесу не помогут – парируют упрек поставщики медицинских IT‑решений. Кто же прав?

Применяемые в отрасли IT-инструменты условно можно разделить на три категории. К первой и наиболее распространенной относятся традиционные медицинские информационные системы (МИС), к которым прилагаются сопутствующие сервисы, например, электронная медицинская карта и запись к врачу. Вторая представлена телемедицинскими продуктами. И, наконец, третью группу формируют инструменты big data, позволяющие хранить, анализировать информацию и на основе этого анализа давать рекомендации и прогнозы. Казалось бы, где, если не в передовом сегменте мединдустрии – на коммерческом рынке, поставщиков тематического софта и оборудования должны встречать с распростертыми объятиями? Однако, по данным исследования Vademecum, основанного на опросе IT-компаний, пять крупнейших поставщиков МИС работают сейчас в общей сложности примерно с 7 тысячами частных клиник, то есть не более чем с 20% рынка. За несколько лет активной дигитализации отрасли в отечественных медучреждениях было проведено всего лишь около 300 тысяч телемедицинских консультаций, в двух из трех случаев – в формате «врач – врач» (подробнее – в инфографике «Онлайн Чумак»). А с технологиями big data в России и вовсе системно работает не более десятка клиник из частного и государственного секторов. Предлагаемая разработчиками палитра программных решений уже вызвала у заказчиков массу нареканий. 

Ребята из техподдержки.png

Vademecum провел онлайн-опрос среди представителей сегмента коммерческой медицины – топ-менеджеров и собственников частных клиник, ответственных за платные услуги или IT-направление администраторов госмедучреждений – о том, как цифровые сервисы помогают им в работе. Параллельно был запущен зеркальный опрос среди топ-менеджеров IT-компаний. Выяснилось, что клиники и их «цифровые» контрагенты основные цели IT-сервисов видят одинаково. По солидарному мнению, информсистемы в первую очередь должны служить сбору внутренней статистики и систематизации данных, во вторую – способствовать сокращению издержек и, наконец, генерировать пациентопоток, а значит, и выручку. Но в вопросе, насколько эффективно эти задачи решаются на практике, мнения визави разошлись. Если более 60% представителей IT-компаний считают, что в клиниках используется 100% или, по крайней мере, значительная часть функционала цифровых решений, то большинство представителей медучреждений считают, что информсистемы функционируют слабо или вовсе неэффективно (58% от всех респондентов). Претензии участников рынка медуслуг, как правило, сводятся к частым техническим сбоям и в целом к недоработкам в конфигурации и содержании IT-систем. Например, сложностями в применении цифровых продуктов 46% респондентов назвали проблемы с интеграцией сервисов между собой и с софтом других подразделений или учреждений.

3.png

Руководитель отделения платных услуг одной из региональных государственных клиник, например, отмечает, что его клинике конфликт IT-систем мешает вести корректный учет платных медуслуг: «У нас в больнице основная система – БАРС, но коммерческая деятельность в нее не заводится. Поэтому мы считаем услуги в 1С. Но стыковка БАРСа и 1С тоже нетривиальная задача, все проходит с большим скрипом. Аналогичные проблемы мы испытываем, соединяя 1С с нашей ЛИС «Ариадна». Еще одна проблема, на которую указали 27% представителей клиник, – сложности в понимании самого механизма работы информсистемы. Около 19% опрошенных отметили, что разработчики не понимают задач клиники и это вредит сотрудничеству, а 11% – что IT-компании не могут объяснить, как функционирует продукт, который они поставляют.«Существующие на рынке МИС не отвечают современным требованиям, это «провода», тянущиеся из 2000-х», – констатирует гендиректор сети медцентров «Открытая клиника» Филипп Миронович. Около 35% представителей рынка медуслуг сетуют на то, что не могут найти поставщика, способного обеспечить комплексное решение информационных задач. «Например, есть МИС, в которой фиксируется, что пациент пришел и записался. Есть колл-трекер, с которого он позвонил, есть сайт-агрегатор, и это все – три разных сервиса, а должна быть одна единая и сквозная система, в которой видны все активности пациента», – рассуждает гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

1.png

Представители IT-индустрии критикуют заказчиков-медиков не менее жестко. Почти 60% респондентов из цифрового сектора отметили, что руководство клиник недостаточно внимания уделяет обучению врачей, погружению их в зону актуальных технологий, 42% – что управленцы медучреждений и сами не стремятся понять, как работают цифровые решения, а 30% – что заказчики недостаточно четко ставят разработчикам тематические задачи. «Техническая грамотность у медиков не очень высокая, – признает основатель сервиса Ondoc Александр Константинов. – Например, клиники хотят, чтобы пользователь при регистрации создавал очень простой пароль, а любая IT-система подразумевает усложнение пароля для защиты информации. Все это приходится объяснять, обучать самым азам IT». На самом деле адекватный задачам подход к внедрению медицинских IT-систем не демонстрируется ни той, ни другой стороной. Только 9% опрошенных Vademecum топ-менеджеров технологических компаний сообщили, что работой с медучреждениями у них занимается отдельный специалист. В клиниках ситуация в этом смысле лучше: половина из опрошенных нами представителей медучреждений утверждают, что у них «цифровыми» вопросами занимается IT-директор. В то же время клиники пока не готовы полноценно инвестировать в развитие IT-систем. С последним утверждением соглашаются как представители медорганизаций, так и их визави: 46% и 76% респондентов соответственно. «Получается порочный круг – клиники жалуются на незрелые IT-решения, поэтому вкладываться в их развитие не хотят. Но пока они не инвестируют в «цифру», будут иметь такие решения, какие получают сейчас», – говорит топ-менеджер одной из технологических компаний. Логичному движению контрагентов навстречу друг другу мешают и внешние факторы.

Представители клиник и IT-компаний одной из причин, тормозящих развитие цифровой медицины, хором называют законодательные ограничения и противоречия: на нее указали 50% и 30% респондентов соответственно. Опрошенные Vademecum эксперты убеждены, например, что вступающий в силу с 1 января 2018 года ФЗ №242 о телемедицине никаких принципиальных новаций отрасли не подарит. «По сути, закон просто легализовал текущую практику, – говорит заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам Искендер Нурбеков. – Он не создал понятные рамки для развития удаленного первичного приема и диагностики, не проясняет, легализовано ли «второе мнение». По тексту закона, консультироваться онлайн можно исключительно после очного приема. Если смотреть на этот текст буквально, то пациент попадает в некую зависимость к врачу, дистанционно он может взаимодействовать с лечащим врачом, но только с ним». Кроме того, замечает Нурбеков, дистанционное взаимодействие с пациентами могут ограничивать статьи 10 и 11 закона «О персональных данных», регулирующие обработку сведений, касающихся состояния здоровья. Одно из возможных решений – отказ клиник от услуг сторонних поставщиков и создание собственных IT-продуктов. «Телемедицину захватят крупные медицинские центры, которые разработают свои информационные ресурсы, и пациент, который к ним пришел, будет дальше дистанционно наблюдаться у врача и оставаться в этой клинике», – прогнозирует завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого меда Георгий Лебедев. Этот тренд в отрасли уже обозначился. Еще в 2013 году собственная МИС была разработана и внедрена в практику ОАО «Медицина». «Мы долго смотрели по сторонам, пытались обнаружить что-то подходящее, но не нашли. У нас стояла одна из известных МИС, но это была, к сожалению, монолитная структура с одним сервером. Для того чтобы с ней работать, мы за $400 тысяч купили один из самых мощных серверов в мире. Но потом мы запланировали открытие филиалов и задали себе вопрос: что делать дальше? Система-то не масштабируема. Плюс она медленно работала, врачи жаловались, и мы начали думать над собственным решением», – рассказывает Павел Ройтберг, гендиректор занимающегося IT-обслуживанием «Медицины» ООО «Цифровые миры». Если его IT-продукт заточен под потребности только одной «материнской» медорганизации, то сеть «Открытая клиника» создавала собственную информсистему с прицелом на весь рынок. «Когда мы установили «Робомед» у себя, то увидели улучшения по выручке. Сейчас мы эту разработку уже монетизируем, там есть какой-то оборот. Да, мы в убытке, но у нас есть клиенты, 23 клиники пользуются нашим продуктом и еще две находятся на внедрении», – рассказывает гендиректор сети Филипп Миронович. Ориентируется на рыночные продажи и «Доктор рядом», разрабатывающий сейчас собственный телемедицинский сервис. «Мы хотим стать не просто клиникой, а медико-технологической компанией и предлагать телемедицинский продукт медицинским страховщикам. За счет такого сервиса сможем увеличить свой поток пациентов по ДМС», – рассуждает гендиректор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук. Правда, и такой путь потребует от клиник средств и стратегии по вовлечению персонала. «Тому, у кого нет энтузиазма для движения в этом направлении, лучше за «цифру» не браться, потому что это сложно и затратно», – признается Миронович.

телемедицина, минздрав, яндекс, мегафон, закон, здоровье mail, ммт
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении