23 Апреля, 7:17

Почему медики и разработчики прикладных программных решений не могут найти общий язык

Владимир Степанов, Мария Сидорова
12 Декабря 2017, 12:20
3329
Фото: theglobalhealthnews.com

Медицинские цифровые информсистемы – от традиционной электронной медкарты до big data – уже должны были, по идее, стать для продвинутых игроков рынка медуслуг удобным инструментом оптимизации бизнес‑процессов и генерации выручки. Проще говоря, помогали бы резать косты. Но, как показал опрос Vademecum, больше половины собственников и менеджеров коммерческих клиник считают, что как раз с этими задачами IT‑продукты и не справляются. Пока управленцы и врачи не нарастят свои компетенции в «цифре», никакие хард и софт их бизнесу не помогут – парируют упрек поставщики медицинских IT‑решений. Кто же прав?

Применяемые в отрасли IT‑инструменты условно можно разделить на три категории. К первой и наиболее распространенной относятся традиционные медицинские информационные системы (МИС), к которым прилагаются сопутствующие сервисы, например, электронная медицинская карта и запись к врачу. Вторая представлена телемедицинскими продуктами. И, наконец, третью группу формируют инструменты big data, позволяющие хранить, анализировать информацию и на основе этого анализа давать рекомендации и прогнозы. Казалось бы, где, если не в передовом сегменте мединдустрии – на коммерческом рынке, поставщиков тематического софта и оборудования должны встречать с распростертыми объятиями? Однако, по данным исследования Vademecum, основанного на опросе IT‑компаний, пять крупнейших поставщиков МИС работают сейчас в общей сложности примерно с 7 тысячами частных клиник, то есть не более чем с 20% рынка. За несколько лет активной дигитализации отрасли в отечественных медучреждениях было проведено всего лишь около 300 тысяч телемедицинских консультаций, в двух из трех случаев – в формате «врач – врач» (подробнее – в инфографике «Онлайн Чумак»). А с технологиями big data в России и вовсе системно работает не более десятка клиник из частного и государственного секторов. Предлагаемая разработчиками палитра программных решений уже вызвала у заказчиков массу нареканий. 

Ребята из техподдержки.png

Vademecum провел онлайн‑опрос среди представителей сегмента коммерческой медицины – топ‑менеджеров и собственников частных клиник, ответственных за платные услуги или IT‑направление администраторов госмедучреждений – о том, как цифровые сервисы помогают им в работе. Параллельно был запущен зеркальный опрос среди топ‑менеджеров IT‑компаний. Выяснилось, что клиники и их «цифровые» контрагенты основные цели IT‑сервисов видят одинаково. По солидарному мнению, информсистемы в первую очередь должны служить сбору внутренней статистики и систематизации данных, во вторую – способствовать сокращению издержек и, наконец, генерировать пациентопоток, а значит, и выручку. Но в вопросе, насколько эффективно эти задачи решаются на практике, мнения визави разошлись. Если более 60% представителей IT‑компаний считают, что в клиниках используется 100% или, по крайней мере, значительная часть функционала цифровых решений, то большинство представителей медучреждений считают, что информсистемы функционируют слабо или вовсе неэффективно (58% от всех респондентов). Претензии участников рынка медуслуг, как правило, сводятся к частым техническим сбоям и в целом к недоработкам в конфигурации и содержании IT‑систем. Например, сложностями в применении цифровых продуктов 46% респондентов назвали проблемы с интеграцией сервисов между собой и с софтом других подразделений или учреждений.

3.png

Руководитель отделения платных услуг одной из региональных государственных клиник, например, отмечает, что его клинике конфликт IT‑систем мешает вести корректный учет платных медуслуг: «У нас в больнице основная система – БАРС, но коммерческая деятельность в нее не заводится. Поэтому мы считаем услуги в 1С. Но стыковка БАРСа и 1С тоже нетривиальная задача, все проходит с большим скрипом. Аналогичные проблемы мы испытываем, соединяя 1С с нашей ЛИС «Ариадна». Еще одна проблема, на которую указали 27% представителей клиник, – сложности в понимании самого механизма работы информсистемы. Около 19% опрошенных отметили, что разработчики не понимают задач клиники и это вредит сотрудничеству, а 11% – что IT‑компании не могут объяснить, как функционирует продукт, который они поставляют.«Существующие на рынке МИС не отвечают современным требованиям, это «провода», тянущиеся из 2000‑х», – констатирует гендиректор сети медцентров «Открытая клиника» Филипп Миронович. Около 35% представителей рынка медуслуг сетуют на то, что не могут найти поставщика, способного обеспечить комплексное решение информационных задач. «Например, есть МИС, в которой фиксируется, что пациент пришел и записался. Есть колл-трекер, с которого он позвонил, есть сайт-агрегатор, и это все – три разных сервиса, а должна быть одна единая и сквозная система, в которой видны все активности пациента», – рассуждает гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

1.png

Представители IT‑индустрии критикуют заказчиков‑медиков не менее жестко. Почти 60% респондентов из цифрового сектора отметили, что руководство клиник недостаточно внимания уделяет обучению врачей, погружению их в зону актуальных технологий, 42% – что управленцы медучреждений и сами не стремятся понять, как работают цифровые решения, а 30% – что заказчики недостаточно четко ставят разработчикам тематические задачи. «Техническая грамотность у медиков не очень высокая, – признает основатель сервиса Ondoc Александр Константинов. – Например, клиники хотят, чтобы пользователь при регистрации создавал очень простой пароль, а любая IT‑система подразумевает усложнение пароля для защиты информации. Все это приходится объяснять, обучать самым азам IT». На самом деле адекватный задачам подход к внедрению медицинских IT‑систем не демонстрируется ни той, ни другой стороной. Только 9% опрошенных Vademecum топ‑менеджеров технологических компаний сообщили, что работой с медучреждениями у них занимается отдельный специалист. В клиниках ситуация в этом смысле лучше: половина из опрошенных нами представителей медучреждений утверждают, что у них «цифровыми» вопросами занимается IT‑директор. В то же время клиники пока не готовы полноценно инвестировать в развитие IT‑систем. С последним утверждением соглашаются как представители медорганизаций, так и их визави: 46% и 76% респондентов соответственно. «Получается порочный круг – клиники жалуются на незрелые IT‑решения, поэтому вкладываться в их развитие не хотят. Но пока они не инвестируют в «цифру», будут иметь такие решения, какие получают сейчас», – говорит топ‑менеджер одной из технологических компаний. Логичному движению контрагентов навстречу друг другу мешают и внешние факторы.

Представители клиник и IT‑компаний одной из причин, тормозящих развитие цифровой медицины, хором называют законодательные ограничения и противоречия: на нее указали 50% и 30% респондентов соответственно. Опрошенные Vademecum эксперты убеждены, например, что вступающий в силу с 1 января 2018 года ФЗ №242 о телемедицине никаких принципиальных новаций отрасли не подарит. «По сути, закон просто легализовал текущую практику, – говорит заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам Искендер Нурбеков. – Он не создал понятные рамки для развития удаленного первичного приема и диагностики, не проясняет, легализовано ли «второе мнение». По тексту закона, консультироваться онлайн можно исключительно после очного приема. Если смотреть на этот текст буквально, то пациент попадает в некую зависимость к врачу, дистанционно он может взаимодействовать с лечащим врачом, но только с ним». Кроме того, замечает Нурбеков, дистанционное взаимодействие с пациентами могут ограничивать статьи 10 и 11 закона «О персональных данных», регулирующие обработку сведений, касающихся состояния здоровья. Одно из возможных решений – отказ клиник от услуг сторонних поставщиков и создание собственных IT‑продуктов. «Телемедицину захватят крупные медицинские центры, которые разработают свои информационные ресурсы, и пациент, который к ним пришел, будет дальше дистанционно наблюдаться у врача и оставаться в этой клинике», – прогнозирует завкафедрой информационных и интернет‑технологий Первого меда Георгий Лебедев. Этот тренд в отрасли уже обозначился. Еще в 2013 году собственная МИС была разработана и внедрена в практику ОАО «Медицина». «Мы долго смотрели по сторонам, пытались обнаружить что‑то подходящее, но не нашли. У нас стояла одна из известных МИС, но это была, к сожалению, монолитная структура с одним сервером. Для того чтобы с ней работать, мы за $400 тысяч купили один из самых мощных серверов в мире. Но потом мы запланировали открытие филиалов и задали себе вопрос: что делать дальше? Система‑то не масштабируема. Плюс она медленно работала, врачи жаловались, и мы начали думать над собственным решением», – рассказывает Павел Ройтберг, гендиректор занимающегося IT‑обслуживанием «Медицины» ООО «Цифровые миры». Если его IT‑продукт заточен под потребности только одной «материнской» медорганизации, то сеть «Открытая клиника» создавала собственную информсистему с прицелом на весь рынок. «Когда мы установили «Робомед» у себя, то увидели улучшения по выручке. Сейчас мы эту разработку уже монетизируем, там есть какой‑то оборот. Да, мы в убытке, но у нас есть клиенты, 23 клиники пользуются нашим продуктом и еще две находятся на внедрении», – рассказывает гендиректор сети Филипп Миронович. Ориентируется на рыночные продажи и «Доктор рядом», разрабатывающий сейчас собственный телемедицинский сервис. «Мы хотим стать не просто клиникой, а медико‑технологической компанией и предлагать телемедицинский продукт медицинским страховщикам. За счет такого сервиса сможем увеличить свой поток пациентов по ДМС», – рассуждает гендиректор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук. Правда, и такой путь потребует от клиник средств и стратегии по вовлечению персонала. «Тому, у кого нет энтузиазма для движения в этом направлении, лучше за «цифру» не браться, потому что это сложно и затратно», – признается Миронович.

телемедицина, минздрав, яндекс, мегафон, закон, здоровье mail, ммт
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Татьяна Семенова назначена замминистра здравоохранения РФ
22 Апреля 2019, 20:23
Минздрав Свердловской области ответил на претензии Росздравнадзора
22 Апреля 2019, 19:26
В Башкирии врачам дефицитных специальностей предложат по 1 млн рублей
22 Апреля 2019, 19:00
Ночную торговлю спиртосодержащими лекарствами могут запретить
22 Апреля 2019, 17:42
Татьяна Семенова назначена замминистра здравоохранения РФ
22 Апреля 2019, 20:23
Александр Пилипчук займется цифровыми технологиями в ГК «Медси»
19 Апреля 2019, 14:48
УФАС заподозрило сговор на торгах для нужд РМАНПО и Кулаковского центра
19 Апреля 2019, 8:24
В Новосибирске на реконструкцию перинатального центра потратят 499 млн рублей
18 Апреля 2019, 15:15
Минздрав: на переоснащение медоборудованием онкодиспансеров направят 25,6 млрд рублей
Заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин рассказал, что по нацпроекту планируется выделить 25,6 млрд рублей на переоснащение медицинским оборудованием 154 региональных диспансеров и больниц, оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. При этом основная часть финансирования онкопрограммы будет направлена на медпомощь. Ранее эксперты и участники отрасли высказывали опасения по этому поводу.
18 Апреля 2019, 12:19
Регионы будут закупать реагенты для выявления туберкулеза за счет федбюджета
18 Апреля 2019, 8:44
Ассоциацию онкологов России возглавил Андрей Каприн
18 Апреля 2019, 7:38
Скворцова: младенческая смертность в России снизилась на 9%
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова рассказала, что в 2018 году показатель младенческой смертности снизился почти на 9%, а материнской – на 8,2%.
17 Апреля 2019, 18:47
Минздрав представил Правила выделения субсидий на программу ЗОЖ
Министерство здравоохранения РФ разработало проект Правил предоставления субсидий регионам на работу с некоммерческими организациями (НКО) по реализации мероприятий в области формирования приверженности населения здоровому образу жизни (ЗОЖ).
17 Апреля 2019, 18:33
Регионы сами решат, могут ли их больницы оказывать платные услуги и помощь по ОМС на одном оборудовании
17 Апреля 2019, 15:19
Росздравнадзор пресек пластические операции в 60 московских клиниках
17 Апреля 2019, 12:12
Число россиян с ожирением увеличилось в два раза за 8 лет
16 Апреля 2019, 20:07
Санкт-Петербург получит 858 млн рублей на офисы врачей общей практики
16 Апреля 2019, 19:26
«Ростелеком» начал тестировать в аудитории собственный телемедицинский сервис
«Ростелеком» совместно с разработчиком «Мобильные медицинские технологии» (ММТ) запустил в пилотную эксплуатацию цифровой сервис «Ростелеком Здоровье» – мобильное приложение и сайт с доступом к онлайн-консультациям врачей.
16 Апреля 2019, 19:06
Минздрав намерен внедрить «бережливые технологии» в стационарах
Заместитель директора департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Эльмира Вергазова рассказала о планах ведомства внедрить в стационарах «бережливые технологии». Федеральный проект «Бережливая поликлиника» с октября 2016 года реализуется Минздравом в поликлиниках и амбулаториях. Проектом, по отчетам министерства, охвачены 2 тысячи медучреждений в 52 регионах страны.
16 Апреля 2019, 13:22
Паллиативная помощь погружена в программу госгарантий
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ №440 от 12 апреля 2019 года, вносящее изменения в программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Поправки коснулись порядка получения паллиативной помощи, а также прохождения профилактических медицинских осмотров.
15 Апреля 2019, 20:26
Рошаль предложил привлекать судей в отставке к рассмотрению жалоб на врачей
В эфире телепрограммы СК РФ «Следовательно» президент Национальной медицинской палаты (НМП) Леонид Рошаль рассказал, что собирается обратиться в Верховный суд РФ, чтобы определить право привлекать судей в отставке к рассмотрению жалоб на врачей.
15 Апреля 2019, 17:35
Успейте стать партнером конгресса Vademecum 4P Medicine
15 Апреля 2019, 16:43
Яндекс.Метрика