26 Июня, 5:04

Почему медики и разработчики прикладных программных решений не могут найти общий язык

Владимир Степанов, Мария Сидорова
12 Декабря 2017, 12:20
3509
Фото: theglobalhealthnews.com

Медицинские цифровые информсистемы – от традиционной электронной медкарты до big data – уже должны были, по идее, стать для продвинутых игроков рынка медуслуг удобным инструментом оптимизации бизнес‑процессов и генерации выручки. Проще говоря, помогали бы резать косты. Но, как показал опрос Vademecum, больше половины собственников и менеджеров коммерческих клиник считают, что как раз с этими задачами IT‑продукты и не справляются. Пока управленцы и врачи не нарастят свои компетенции в «цифре», никакие хард и софт их бизнесу не помогут – парируют упрек поставщики медицинских IT‑решений. Кто же прав?

Применяемые в отрасли IT‑инструменты условно можно разделить на три категории. К первой и наиболее распространенной относятся традиционные медицинские информационные системы (МИС), к которым прилагаются сопутствующие сервисы, например, электронная медицинская карта и запись к врачу. Вторая представлена телемедицинскими продуктами. И, наконец, третью группу формируют инструменты big data, позволяющие хранить, анализировать информацию и на основе этого анализа давать рекомендации и прогнозы. Казалось бы, где, если не в передовом сегменте мединдустрии – на коммерческом рынке, поставщиков тематического софта и оборудования должны встречать с распростертыми объятиями? Однако, по данным исследования Vademecum, основанного на опросе IT‑компаний, пять крупнейших поставщиков МИС работают сейчас в общей сложности примерно с 7 тысячами частных клиник, то есть не более чем с 20% рынка. За несколько лет активной дигитализации отрасли в отечественных медучреждениях было проведено всего лишь около 300 тысяч телемедицинских консультаций, в двух из трех случаев – в формате «врач – врач» (подробнее – в инфографике «Онлайн Чумак»). А с технологиями big data в России и вовсе системно работает не более десятка клиник из частного и государственного секторов. Предлагаемая разработчиками палитра программных решений уже вызвала у заказчиков массу нареканий. 

Ребята из техподдержки.png

Vademecum провел онлайн‑опрос среди представителей сегмента коммерческой медицины – топ‑менеджеров и собственников частных клиник, ответственных за платные услуги или IT‑направление администраторов госмедучреждений – о том, как цифровые сервисы помогают им в работе. Параллельно был запущен зеркальный опрос среди топ‑менеджеров IT‑компаний. Выяснилось, что клиники и их «цифровые» контрагенты основные цели IT‑сервисов видят одинаково. По солидарному мнению, информсистемы в первую очередь должны служить сбору внутренней статистики и систематизации данных, во вторую – способствовать сокращению издержек и, наконец, генерировать пациентопоток, а значит, и выручку. Но в вопросе, насколько эффективно эти задачи решаются на практике, мнения визави разошлись. Если более 60% представителей IT‑компаний считают, что в клиниках используется 100% или, по крайней мере, значительная часть функционала цифровых решений, то большинство представителей медучреждений считают, что информсистемы функционируют слабо или вовсе неэффективно (58% от всех респондентов). Претензии участников рынка медуслуг, как правило, сводятся к частым техническим сбоям и в целом к недоработкам в конфигурации и содержании IT‑систем. Например, сложностями в применении цифровых продуктов 46% респондентов назвали проблемы с интеграцией сервисов между собой и с софтом других подразделений или учреждений.

3.png

Руководитель отделения платных услуг одной из региональных государственных клиник, например, отмечает, что его клинике конфликт IT‑систем мешает вести корректный учет платных медуслуг: «У нас в больнице основная система – БАРС, но коммерческая деятельность в нее не заводится. Поэтому мы считаем услуги в 1С. Но стыковка БАРСа и 1С тоже нетривиальная задача, все проходит с большим скрипом. Аналогичные проблемы мы испытываем, соединяя 1С с нашей ЛИС «Ариадна». Еще одна проблема, на которую указали 27% представителей клиник, – сложности в понимании самого механизма работы информсистемы. Около 19% опрошенных отметили, что разработчики не понимают задач клиники и это вредит сотрудничеству, а 11% – что IT‑компании не могут объяснить, как функционирует продукт, который они поставляют.«Существующие на рынке МИС не отвечают современным требованиям, это «провода», тянущиеся из 2000‑х», – констатирует гендиректор сети медцентров «Открытая клиника» Филипп Миронович. Около 35% представителей рынка медуслуг сетуют на то, что не могут найти поставщика, способного обеспечить комплексное решение информационных задач. «Например, есть МИС, в которой фиксируется, что пациент пришел и записался. Есть колл-трекер, с которого он позвонил, есть сайт-агрегатор, и это все – три разных сервиса, а должна быть одна единая и сквозная система, в которой видны все активности пациента», – рассуждает гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук.

1.png

Представители IT‑индустрии критикуют заказчиков‑медиков не менее жестко. Почти 60% респондентов из цифрового сектора отметили, что руководство клиник недостаточно внимания уделяет обучению врачей, погружению их в зону актуальных технологий, 42% – что управленцы медучреждений и сами не стремятся понять, как работают цифровые решения, а 30% – что заказчики недостаточно четко ставят разработчикам тематические задачи. «Техническая грамотность у медиков не очень высокая, – признает основатель сервиса Ondoc Александр Константинов. – Например, клиники хотят, чтобы пользователь при регистрации создавал очень простой пароль, а любая IT‑система подразумевает усложнение пароля для защиты информации. Все это приходится объяснять, обучать самым азам IT». На самом деле адекватный задачам подход к внедрению медицинских IT‑систем не демонстрируется ни той, ни другой стороной. Только 9% опрошенных Vademecum топ‑менеджеров технологических компаний сообщили, что работой с медучреждениями у них занимается отдельный специалист. В клиниках ситуация в этом смысле лучше: половина из опрошенных нами представителей медучреждений утверждают, что у них «цифровыми» вопросами занимается IT‑директор. В то же время клиники пока не готовы полноценно инвестировать в развитие IT‑систем. С последним утверждением соглашаются как представители медорганизаций, так и их визави: 46% и 76% респондентов соответственно. «Получается порочный круг – клиники жалуются на незрелые IT‑решения, поэтому вкладываться в их развитие не хотят. Но пока они не инвестируют в «цифру», будут иметь такие решения, какие получают сейчас», – говорит топ‑менеджер одной из технологических компаний. Логичному движению контрагентов навстречу друг другу мешают и внешние факторы.

Представители клиник и IT‑компаний одной из причин, тормозящих развитие цифровой медицины, хором называют законодательные ограничения и противоречия: на нее указали 50% и 30% респондентов соответственно. Опрошенные Vademecum эксперты убеждены, например, что вступающий в силу с 1 января 2018 года ФЗ №242 о телемедицине никаких принципиальных новаций отрасли не подарит. «По сути, закон просто легализовал текущую практику, – говорит заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам Искендер Нурбеков. – Он не создал понятные рамки для развития удаленного первичного приема и диагностики, не проясняет, легализовано ли «второе мнение». По тексту закона, консультироваться онлайн можно исключительно после очного приема. Если смотреть на этот текст буквально, то пациент попадает в некую зависимость к врачу, дистанционно он может взаимодействовать с лечащим врачом, но только с ним». Кроме того, замечает Нурбеков, дистанционное взаимодействие с пациентами могут ограничивать статьи 10 и 11 закона «О персональных данных», регулирующие обработку сведений, касающихся состояния здоровья. Одно из возможных решений – отказ клиник от услуг сторонних поставщиков и создание собственных IT‑продуктов. «Телемедицину захватят крупные медицинские центры, которые разработают свои информационные ресурсы, и пациент, который к ним пришел, будет дальше дистанционно наблюдаться у врача и оставаться в этой клинике», – прогнозирует завкафедрой информационных и интернет‑технологий Первого меда Георгий Лебедев. Этот тренд в отрасли уже обозначился. Еще в 2013 году собственная МИС была разработана и внедрена в практику ОАО «Медицина». «Мы долго смотрели по сторонам, пытались обнаружить что‑то подходящее, но не нашли. У нас стояла одна из известных МИС, но это была, к сожалению, монолитная структура с одним сервером. Для того чтобы с ней работать, мы за $400 тысяч купили один из самых мощных серверов в мире. Но потом мы запланировали открытие филиалов и задали себе вопрос: что делать дальше? Система‑то не масштабируема. Плюс она медленно работала, врачи жаловались, и мы начали думать над собственным решением», – рассказывает Павел Ройтберг, гендиректор занимающегося IT‑обслуживанием «Медицины» ООО «Цифровые миры». Если его IT‑продукт заточен под потребности только одной «материнской» медорганизации, то сеть «Открытая клиника» создавала собственную информсистему с прицелом на весь рынок. «Когда мы установили «Робомед» у себя, то увидели улучшения по выручке. Сейчас мы эту разработку уже монетизируем, там есть какой‑то оборот. Да, мы в убытке, но у нас есть клиенты, 23 клиники пользуются нашим продуктом и еще две находятся на внедрении», – рассказывает гендиректор сети Филипп Миронович. Ориентируется на рыночные продажи и «Доктор рядом», разрабатывающий сейчас собственный телемедицинский сервис. «Мы хотим стать не просто клиникой, а медико‑технологической компанией и предлагать телемедицинский продукт медицинским страховщикам. За счет такого сервиса сможем увеличить свой поток пациентов по ДМС», – рассуждает гендиректор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук. Правда, и такой путь потребует от клиник средств и стратегии по вовлечению персонала. «Тому, у кого нет энтузиазма для движения в этом направлении, лучше за «цифру» не браться, потому что это сложно и затратно», – признается Миронович.

телемедицина, минздрав, яндекс, мегафон, закон, здоровье mail, ммт
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Наталья Стадченко предложила жаловаться на приписки через «Госуслуги»
25 Июня 2019, 20:15
Abbvie покупает Allergan за $63 млрд
25 Июня 2019, 19:53
Правительство выделит 2 млрд рублей на обеспечение расходными материалами пациентов с инсулиновыми помпами
25 Июня 2019, 19:52
Белгородское УФАС уличило госпоставщика в картельном сговоре
25 Июня 2019, 18:09
Белгородское УФАС уличило госпоставщика в картельном сговоре
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Белгородской области обнаружило картельный сговор, участниками которого стали принадлежащее правительству региона АО «Медтехника», ООО «ТехноМедСервис» и ООО «Статус Медикал». Антиконкурентное соглашение они заключили для участия в торгах на определение оператора поставки и технического обслуживания медицинской техники.
25 Июня 2019, 18:09
Минздрав нашел 45 нарушений в НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина после возбуждения уголовного дела
21 Июня 2019, 17:20
Министром здравоохранения Пензенской области станет Александр Никишин
Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев сообщил, что региональный Минздрав возглавит врач Александр Никишин. Он уже занимал этот пост в 2009-2010 годах.
21 Июня 2019, 11:02
Путин: десятикратная разница зарплат «первых лиц» и рядовых врачей недопустима
Президент России Владимир Путин во время прямой линии, отвечая на вопрос о соотношении зарплат, заявил о недопустимости кратной разницы между зарплатами чиновников, руководителей медицинских, образовательных учреждений и рядовых сотрудников.
20 Июня 2019, 14:47
«Одно дело – давать строителям заработать, другое – здоровье людей». Путин раскритиковал регионы за перебои в лекобеспечении
20 Июня 2019, 14:07
Минздрав разработал правила посещения реанимации
20 Июня 2019, 13:53
Сотрудники орловской ССМП анонсировали «итальянскую забастовку»
Сотрудники Орловской станции скорой медицинской помощи 15 июля 2019 года начнут «итальянскую забастовку». Они не смогли добиться обеспечения надлежащих условий труда – повышения оклада и комплектации бригад. В акции примут участие около 20 человек.
20 Июня 2019, 13:24
Голикова: экономика в 2018 году потеряла из-за «больничных» 223 млрд рублей
Российская экономика в 2018 году потеряла порядка 223 млрд рублей из-за предотвратимой нетрудоспособности граждан. Эту статистику привела в своем выступлении на III Форуме социальных инноваций регионов вице-премьер Татьяна Голикова.
19 Июня 2019, 18:13
Единая диспетчерская служба скорой помощи в 2019 году начнет действовать по всей стране
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что до конца 2019 года во всех регионах России начнет работать единая цифровая диспетчерская служба, действующая пока только в Москве.
19 Июня 2019, 14:19
Минздрав изменил порядок аккредитации за две недели до экзамена
18 Июня 2019, 22:40
Минздрав начал подготовку к созданию регистра доноров костного мозга
18 Июня 2019, 12:16
Минздрав Московской области возглавила Татьяна Мухтасарова
Министр здравоохранения Московской области Дмитрий Матвеев освобожден от занимаемой должности, проработав на ней меньше года. Пост заняла Татьяна Мухтасарова, перешедшая на работу в правительство Московской области из Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ).
18 Июня 2019, 8:08
В Краснодарском крае объяснили высокую онкозаболеваемость УФ-лучами и пенсионерами
18 Июня 2019, 8:05
Минздрав представил Правила переоснащения федеральных центров по онкопрограмме
Министерство здравоохранения РФ опубликовало Правила предоставления и распределения субсидий федеральным государственным учреждениям на переоснащение медицинским оборудованием по проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями». Размер выделяемых средств конкретному медучреждению будет зависеть от числа пролеченных онкопациентов в год и количества профильных коек. Всего на переоснащение 45 профильных федеральных медучреждений до 2024 года выделено 58 млрд рублей.
17 Июня 2019, 19:59
Яндекс.Метрика