14 Мая 2024 Вторник

Запад изо рта
Ольга Гончарова, Екатерина Макарова Импортозамещение Мединдустрия
1 сентября 2015, 13:11
8843

Сможет ли Россия самостоятельно обеспечить вентиляцию легких

Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) стали одной из самых скандальных позиций составленного Минпромторгом нового списка иностранных медизделий, подпадающих под ограничения при госзакупках. Общественные организации, работающие с тяжелыми больными, высказались резко против этой инициативы министерства. По их мнению, отечественных аппаратов ИВЛ на рынке мало, а те, что есть, хуже импортных, особенно если речь идет о длительном применении. Российские производители с этим не согласны и готовятся наращивать объемы поставок. VM попытался разобраться, кто и как будет делить $300‑миллионный рынок приборов искусственного дыхания.

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА

Обеспокоенность медиков и общественности понятна: аппараты ИВЛ – это одна из самых массовых и востребованных разновидностей медицинской техники. Ежегодно через такие приборы в России проходят несколько миллионов человек – пациенты реанимации, недоношенные дети, больные с заболеваниями органов дыхания и другими патологиями. А количество пациентов, которым ИВЛ необходима на постоянной основе, оценивается почти в 10 тысяч. «Человек в реанимацию не попадает просто так – это очень страшно, когда идет борьба за его жизнь. Около 5% улучшения прогноза можно сделать за счет качественной вентиляции легких на хорошем приборе. Уменьшить этот шанс – преступление, а импортозамещение этих приборов – наибольшее зло», – негодует эксперт организации «Живи сейчас» врач пульмонолог Василий Штабницкий.

Российские производители ИВЛ с ним категорически не согласны. «Нас возмущают высказывания безответственных участников рынка о том, что в отечественной медицине практически не используются аппараты ИВЛ российского производства. Наши приборы для анестезиологии и реанимации обладают реальным и существенным потенциалом импортозамещения», – уверен гендиректор российской компании «Тритон ЭлектроникС» Игорь Лившиц. Ежегодные закупки ИВЛ государственными и частными клиниками оцениваются аналитиками «Тритон ЭлектроникС» как минимум в $300 млн. Среди крупнейших поставщиков – западные гиганты General Electric, Philips, Dräger. На рынке работает около десятка российских предприятий, однако консенсус относительно доли приборов отечественного производства в отрасли пока не найден. По данным исследовательской компании Meditex, в 2014 году она составляла не более 15%. Однако дочерняя структура ГК «Ростех» – компания «Швабе» – уверена, что столько занимает только ее продукция, не считая всех остальных производителей. А по оценкам компании «Тритон ЭлектроникС», доля стационарных аппаратов ИВЛ отечественного происхождения в общем объеме поставок на территории России в прошлом году достигла 35%.

Так или иначе, о доминировании отечественных производителей речи пока не идет. Проблема в том, что для многих из них приборы искусственного дыхания – непрофильный бизнес. Кроме того, проведенная государством в 2011–2012 годах масштабная программа модернизации здравоохранения делалась без оглядки на импортозамещение, чем иностранные поставщики умело воспользовались, укрепив свои позиции на рынке. Тем не менее, считают некоторые российские производители, с государственной поддержкой у них есть шансы довести свою долю в сегменте до 90%.

ПАРТИЯ СКАЗАЛА: НАДО

Идея создания аппарата ИВЛ возникла у сына основателя немецкой технологической компании Drägerwerk AG Бернарда Дрегера при виде вытащенного из реки человека, которому срочно требовалось восстановить дыхание. В результате в 1909 году Дрегер представил мировому сообществу первый аппарат Pulmotor, который за короткое время стал самым коммерчески успешным изобретением компании. В СССР, где коммерции практически не было, производство легочных вентиляторов запустили по иным причинам. Отраслевая легенда гласит, что созданием аппаратов ИВЛ озаботились престарелые члены Политбюро КПСС, лично ощущавшие острую потребность в такого рода медтехнике. В результате в 60-е годы создать прибор для искусственного дыхания поручили воронежскому Конструкторскому бюро химавтоматики (КБХА), которое специализировалось (и по сей день специализируется) на разработке жидкостных ракетных двигателей.

Одним из первых предприятий, освоивших в советское время серийное производство приборов ИВЛ, стал санкт-петербургский завод медтехники «Красногвардеец», наибольшее распространение получили его аппараты серий РО и «Полинаркон». В 1969 году открыл медицинское направление в своем производстве и санкт петербургский судостроительный завод (впоследствии НПО «Аврора»), выпустив свой легочный вентилятор под названием «Дар». Большими возможностями обладал респиратор «Фаза 5» производства нынешнего ОАО «Уральский приборостроительный завод» (УПЗ). Его массовое производство началось во время войны в Афганистане.

На волне коммерческого энтузиазма 90-х российские предприниматели решили взяться за медтехнику основательно – появились частные компании, например, «Медпром» и «Тритон ЭлектроникС».

«Предприятие, работая на рынке промышленной электроники, два года искало приоритетное направление деятельности, – рассказывает руководитель «Тритон ЭлектроникС» Игорь Лившиц. – В 1993 году нами был разработан и произведен первый пульсоксиметр для служб анестезиологии и реанимации». Сейчас «Тритон» специализируется на производстве медтехники, в том числе аппаратов ИВЛ.

ГАЗОКОСИЛКА

Несмотря на первоначальный энтузиазм, отечественная промышленность недолго сопротивлялась натиску импорта. В начале «нулевых» российские предприятия существенно снизили производство аппаратов для ИВЛ и ингаляционного наркоза. Сдался петербургский «Красногвардеец», следом за ним по причине финансовых трудностей – подмосковный «Респиратор».

Инициированная Правительством РФ в 2011 году Программа модернизации здравоохранения только усугубила ситуацию. «Представленность зарубежного и российского оборудования на рынке зависит от региона, – объясняет врач пульмонолог Василий Штабницкий. – Клиники и реанимации Москвы, а также других крупных российских городов на 90–95% укомплектованы западными приборами ИВЛ. В рамках модернизации здравоохранения было закуплено качественное импортное оборудование, врач привык к нему. Почему сейчас он должен работать на чем то другом?» – задается вопросом специалист.

С тех пор ситуация не улучшилась. В 2015 году уже состоялось несколько аукционов по мониторному и наркозно дыхательному оборудованию. Определены победители, предложившие к поставке продукцию General Electric и других иностранных производителей, утверждают в «Тритон ЭлектроникС». «Участие в данных аукционах продукции российского происхождения было невозможно, так как объявлялись смешанные лоты, и, по нашему мнению, не все требования, включенные заказчиком в технические задания, носили объективный характер», – делятся подозрениями сотрудники компании.

ПЕРЕХВАТ ДЫХАНИЯ

Нельзя сказать, что государство совсем не поддерживает отечественную промышленность. Тот же «Тритон» активно участвует в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Входящий в холдинг «Швабе» Уральский оптико механический завод им. Э.С. Яламова (УОМЗ) примет участие в оснащении оборудованием (в том числе аппаратами ИВЛ для младенцев) 32 государственных перинатальных центров. Выходцы из создававшего первые советские аппараты искусственного дыхания Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), создав компанию «Аэлита», воспользовались поддержкой фонда «Сколково», Российской венчурной компании, а также государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере.

Как утверждают в «Аэлите», в итоге им удалось создать наркозно дыхательный аппарат, не уступающий по характеристикам лучшим моделям Dräger и General Electric, но более дешевый и простой в обслуживании. В ближайшее время ожидается поставка аппаратов «Аэлита» для нужд клиник госкорпорации РЖД. Производитель вынашивает амбициозный план: к 2017 году занять до 15% отечественного рынка, сообщила в начале 2015 года газета «Известия». Другой перспективный путь – объединение усилий. По нему пошел УПЗ, организовавший производство аппаратов ИВЛ совместно с американской компанией Viasys. «Участие в совместном производстве с зарубежными партнерами, в том числе и по отверточной технологии, позволило накопить бесценный опыт обслуживания и ремонта такой медицинской техники. А пытливость и любопытство, свойственные русскому человеку, позволили сделать вывод, что не боги горшки обжигают», – рассказывает руководитель отдела маркетинга УПЗ Сергей Васильев, намекая на то, что, набравшись опыта, завод сумел наладить и собственное производство конкурентоспособной продукции.

Аппараты УПЗ дешевле импортных аналогов на 40–80% в зависимости от комплектации. По словам Павла Болтаева, заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии городской больницы №36 Екатеринбурга, современные отечественные ИВЛ приборы не уступают импортным ни по параметрам, ни по надежности. «К аппарату Vela, разработанному УПЗ совместно с американской компанией Viasys, у меня претензий нет, – говорит врач. – Не хуже и самостоятельная разработка завода, аппарат «Авента». При этом программное обеспечение – самое сложное в приборе – также создано российскими специалистами, подчеркивает Болтаев.


ивл, вентиляция легких, медоборудование, аппарат ивл

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС