14 Мая 2024 Вторник

Главврача смоленского онкодиспансера уволили за долги
Дарья Шубина Мединдустрия
29 декабря 2016, 14:00
Сергей Гуло
Фото: Из личного архива С. Гуло
9010

Однако это не решает проблему недофинансирования регионального здравоохранения

В конце ноября 2016 года Сергей Гуло, главврач единственного в области Смоленского онкологического диспансера, был уволен за то, что проверка выявила в подведомственном ему учреждении крупную задолженность – около 120 млн рублей. Региональные власти винят его в неэффективном управлении, однако сам врач уверен, что дело в другом – медицина в Смоленской области хронически недофинансируется, что ставит врачей перед выбором: или залезать в долги, или не оказывать пациентам эффективную медпомощь. Об этом он и начал рассказывать прокуратуре и СМИ, после чего был уволен. Смоленский случай не уникален, наоборот – даже Минздрав и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) признают, что попытки сэкономить на медицине – явление для регионов типичное.


О том, что Смоленский областной онкологический диспансер критически недофинансирован, Сергей Гуло впервые рассказал местному изданию «Смоленская народная газета». Врач утверждал, что растущие долги региональные Департамент по здравоохранению и ТФОМС долгое время игнорировали. На многочисленные запросы с экономическими расчетами главный врач получил только один ответ: оснований для увеличения финансирования больницы нет. Объемы финансирования ФФОМСа распределяются по количеству застрахованных граждан в регионе, отвечали ему. 

«Однако в Липецкой области (население – 1,156 млн человек) фонд ОМС в 2015 году выделил для онкологического диспансера  540 млн рублей, в Великом Новгороде с населением в 650 тысяч человек на эти цели выделено 350 млн рублей, а в Смоленской области с населением в 958,6 тысячи человек – всего 319 млн рублей», – возмущается в интервью Vademecum Сергей Гуло.

Причины появления долгов у медучреждения изложены в служебной записке Департамента здравоохранения Смоленской области. Документ, написанный по итогам внеплановой проверки диспансера, был направлен заместителю губернатора региона Ольге Окуневой (копия документа есть в распоряжении Vademecum).

В 2013 году учреждение закупало противоопухолевые препараты Авастин и Герцептин. Их приобретение не покрывалось тарифом ОМС на онкопомощь, а следовательно, деньги не были возвращены учреждению – это привело к появлению долга в 12,7 млн рублей. В 2015-2016 годах таким же образом были приобретены таргетные противоопухолевые препараты, назначенные пациентам врачами в федеральных центрах. Сумму, потраченную на эти препараты, диспансеру также не вернули. Тем временем медучреждение вынуждено было увеличить свои траты из-за роста цен на лекарства, медизделия и расходные материалы, а также перевыполнить объем медпомощи, финансируемой из средств ОМС, на общую сумму в 6,3 млн рублей за 2015 год и I квартал 2016 года. 

Смоленский фонд ОМС, в свою очередь, старался снизить выплаты диспансеру. Например, ТФОМС установил срок лечения пациентов в химиотерапевтическом отделении 10 дней, однако пациенты пребывали в стационаре в среднем 3,7 дня, поэтому диспансер получал деньги не за законченный случай, а за так называемые койко-дни (время, фактически проведенное пациентом в больнице), то есть в три раза меньше. «Продолжительность лечения была оптимальной, принятой во всех регионах страны с целью уменьшения очереди ожидания и соблюдения индивидуальных сроков химиотерапии для каждого пациента», – пояснил Гуло. 

[bv1.jpg

Фото: opuholi.org

В 2016 году значительно – более чем на треть – снизились тарифы на услуги круглосуточного стационара (по сравнению с 2014-2015 годами): средний тариф в 2014 году составлял 57,3 тысячи рублей, в 2015-м – 61,5 тысячи рублей, а в начале 2016 года – 38,4 тысячи рублей. Кроме того, учреждению не возмещали расходы на дорогостоящие препараты, на услуги по профилю «радиология» и КТ- и МРТ-исследования с применением контрастных веществ.

«Учитывая вышеизложенное, размер действующих тарифов ОМС и размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания не позволяют учреждению осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством», – признали ревизоры Департамента здравоохранения и смоленского фонда ОМС после проверки, проведенной в диспансере в апреле 2016 года.

Несмотря на это, руководителя диспансера обвинили в нецелевом расходовании денежных средств и причинении ущерба бюджету региона на сумму 39,7 млн рублей. Под нецелевым расходованием средств подразумевались лечение пациентов в хосписе (вместо отделения химиотерапии) и закупка лекарств для этих пациентов в 2015 году и за девять месяцев 2016 года. 

Гуло пояснил, что пациенты лечились в хосписе в соответствии с действующим приказом №228 администрации Смоленской области, а значит, это не противоречит законодательству. Тем не менее, как следует из отчета департамента, это могло свидетельствовать «о наличии в действиях руководителя <…> признаков преднамеренного банкротства по ст. 196 УК РФ».

Впрочем, отделение химиотерапии диспансера, говорит Гуло, уже передано Отделенческой больнице на ст. Смоленск ОАО «РЖД». «Химиотерапия – капиталоемкий вид медпомощи, поэтому отделение, по сути, обеспечивало другие виды диагностики и лечения, на которые у нас не было дополнительных тарифов, – говорит он. – При этом ОАО, в отличие от ГБУЗ, сможет лучше оптимизировать расходы на химиотерапию, поскольку сможет закупать лекарства не на год вперед, а по разовым договорам».

В итоге уголовное дело в отношении Сергея Гуло так и не было заведено, но руководителя диспансера все равно уволили. Вместо него 23 декабря главным врачом онкодиспансера стал Александр Эфрон, врач-хирург Клинической больницы скорой медицинской помощи.  

[bv.jpg

Фото: biotechin.asia

Тем временем Сергей Гуло, в течение всего 2016 года безуспешно направлявший обращения в региональную прокуратуру, а затем обратившийся в ФФОМС, Генпрокуратуру и даже в Лигу защитников пациентов, стал получать ответы.

Генпрокуратура передала его запросы в Минздрав России. Финансово-экономический департамент министерства в своем ответе (копия есть в распоряжении Vademecum) честно признал, что долги государственных медучреждений, в общем-то, не являются чем-то из ряда вон выходящим: «Основной причиной кредиторской задолженности <…> является то, что в субъектах РФ не в полной мере реализуются возможности по установлению в рамках тарифных соглашений <…> поправочных коэффициентов, учитывающих региональную специфику организации медицинской помощи». Фактически региональные ТФОМСы и комиссии  не учитывают поправочные коэффициенты, о которых так много говорят в федеральном фонде ОМС, – учитывающие половозрастную структуру населения, расходы на содержание имущества и особенности расселения жителей. Также задолженность обусловлена «кризисными явлениями в экономике ряда регионов», говорится в ответе Минздрава.

В ответе ФФОМСа отмечается, что последняя проверка, проведенная в Смоленском фонде ОМС, выявила «отсутствие системного подхода к формированию тарифов на оплату медпомощи по ОМС». Эту информацию федеральный фонд направлял губернатору региона. Устранение нарушений, по данным ФФОМС, в смоленском филиале уже началась. «В настоящее время план мероприятий реализован частично, в связи с чем проверка соблюдения законодательства об ОМС ТФОМС Смоленской области запланирована также на 2017 год», – говорится в письме за подписью заместителя председателя ФФОМС Александра Кувалдина. 

Впрочем, Сергею Гуло вернуться на работу это вряд ли поможет.

О том, что озвученные Гуло проблемы характерны не только для Смоленской области, говорит, например, письмо главврача Курского перинатального центра Валентины Крестининой на имя главы Курского ТФОМС Андрея Курцева, в котором признается кредиторская задолженность центра за девять месяцев 2016 года – 36 млн рублей, и содержится пояснение, чем обусловлен долг: «Не только общим подорожанием медикаментов, расходных материалов импортного производства, продуктов питания, но и... неадекватным уровнем тарифов на оплату медицинской помощи».

смоленск, омс, ффомс, смоленский онкологический диспансер, гуло, генпрокуратура, минздрав, тфомс, финансирование
Источник: Vademecum

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС