13 Мая 2024 Понедельник

Что происходит с сестринской службой в США
Ольга Синева Мединдустрия
2 июля 2018, 8:14
Кадр из американского сериала «Анатомия страсти»
Фото: Netflix
13672

И почему ей не удалось уберечься от кадрового дефицита

«У меня есть три правила: слушать медсестер, уважать медсестер, делать все, что они говорят. Вы можете думать, что знаете больше, чем медсестры, но это не так», – внушает доктор Стефани Эдвардс новоприбывшим интернам в одном из эпизодов популярного сериала «Анатомия страсти» от телеканала ABC. Авторы монолога близки к истине: США удалось вывести практически идеальную формулу сестринского труда и добиться близкого к эталону соотношения занятых в индустрии медсестер и врачей: четыре к одному. Обратная сторона этого перфекционизма – кадровый дефицит в сестринском корпусе, которому к 2022 году будет не хватать 1,1 млн специалистов.

Хрестоматийное определение сестринской миссии в 1961 году сформулировала Вирджиния Хендерсон, названная в США «ключевой медсестрой ХХ века»: «Уникальная функция медсестры заключается в том, чтобы помочь человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению (или спокойной смерти), которые он предпринял бы сам, обладая необходимой силой, волей или знаниями».

Подобный подход во многом определил положение, которое впоследствии заняли сестры в американской системе здравоохранения. Сегодня медсестра в США позиционируется как партнер врача, что логично: она постоянно находится в контакте с пациентом, удовлетворяет все его нужды, своевременно реагирует на ухудшение его физиологического и психологического самочувствия, выстраивает отношения с родственниками больных. Именно медсестра собирает и анализирует всю информацию о состоянии пациента, и только она способна подробно проконсультировать врача о том, кого он лечит.

Строгое разграничение обязанностей существует не только между сестрами и врачами, но и внутри сестринской иерархии, складывающейся в клинике в зависимости от уровня компетенций персонала. Принято выделять четыре типа специалистов сестринского ухода, хотя наборы их обязанностей могут заметно варьироваться от штата к штату.
Озеленение и благоустройство.png

От первичного ухода – фиксирования медицинских показателей, переодевания, кормления, помощи в личной гигиене – медсестры освобождены. Этим занимаются их помощники – Certified Nursing Assistants (CNAs). На следующей ступени находится так называемая лицензированная младшая сестра (Licensed Practical Nurse, LPN), она уже может заполнять медицинские документы, делать перевязки и накладывать швы.

Самая многочисленная группа в профессии, в 2016 году насчитывавшая, по данным Бюро трудовой статистики (BLS), около 3 млн человек, – дипломированные медсестры (Registered Nurse, RNs). Именно они в США олицетворяют собой специальность «медицинская сестра». RNs, контролируя ассистентов и младших медсестер, выполняют внушительный спектр функций: оценивают состояние и симптоматику, ведут историю болезни пациента, обеспечивают его лекарствами, сотрудничают с другими медицинскими специалистами и консультируются с врачами для создания индивидуального плана лечения. Наконец, именно RNs оказывают эмоциональную, психологическую и духовную поддержку больному, его родным и близким – по факту выступают неким медиатором между пациентом и клиникой.

Попасть в RNs можно несколькими путями. Необходимый минимум – квалификационная степень в сестринском деле (Associate Degree in Nursing, ADN), присваиваемая после двух лет обучения в медколледже. Второй вариант, предполагающий большее погружение в профессию, – четыре года учебы и степень бакалавра. Наконец, через организуемые госпиталями трехгодичные обучающие программы для выпускников колледжей.

В 2010 году отраслевые лоббисты предложили к 2020 году нарастить долю «продвинутых» RNs, окончивших бакалавриат, до 80% от общего сестринского состава. С такой инициативой выступил независимый научный центр «Институт медицины» (теперь Национальная медицинская академия США) в проекте «Будущее сестринского дела». Логику этого предложения подтверждают исследования Мичиганского университета, свидетельствующие, что даже увеличение численности сестер-бакалавров на 10% будет прямо пропорционально снижению – на 10,9% – смертности пациентов.

Пока кардинальных подвижек в этом направлении не произошло: по данным Джорджтаунского университета, в 2016 году доля специалистов с бакалаврским и магистерским образованием увеличилась по сравнению с 2010 годом лишь на 7% – до 66% от общего состава дипломированных медсестер. Динамика более чем скромная, с учетом того, что многие госпитали стали нанимать исключительно сестер-бакалавров и регулярно отправлять штатных сотрудников на повышение квалификации. Штат Нью-Йорк в декабре 2017 года принял закон, согласно которому дипломированная медсестра ради сохранения работы и пенсии обязана получить степень бакалавра в течение 10 лет с момента начала практики. Аналогичный законопроект рассматривается и правительством Нью-Джерси.

«Большинство студентов сталкиваются с двумя препятствиями для получения степени бакалавра в сестринском деле. Первое – географический фактор: не все живут поблизости от университета. Второе – финансы: большинству студентов оплата четырехгодичного университета не по карману», – объяснил изданию Inside Higher Ed Майк Хансен, президент Ассоциации готовящих бакалавров колледжей (The Community College Baccalaureate Association). Вторую, денежную, преграду иллюстрируют оценки организации The College Board: получение ADN требует $23,2–34,7 тысячи, степени бакалавра – $80,3 тысячи в государственном университете для жителей штата и $141,5 тысячи – для приезжих, в частном вузе – $181,5 тысячи.

Стоит отметить, что бакалавр – не высшая ступень сестринского образования. При желании можно получить степень магистра и стать Advanced Registered Nurse Practitioner (ARNP) по одному из четырех профилей: медсестра-клиницист с определенной специальностью (например, в психиатрии, гериатрии, неотложной помощи), медсестра-акушерка, медсестра-анестезиолог или практикующая медсестра (Nurse Practitioner, NP). Хотелось бы сравнить NP с нашими фельдшерами, но аналогия, увы, получится хромая и будет явно не в пользу наиболее квалифицированных специалистов российского сестринского корпуса.

На NP американцы возлагают особые надежды, поскольку считают, что они способны заменить врачей общей практики, дефицит которых, по разным оценкам, достигнет к 2025 году 35 тысяч специалистов. Сегодня почти половина штатов дает NP право открывать свои офисы и практиковать автономно, без контроля врача, в том числе назначать лекарства. NP в Штатах, по данным BLS, чуть больше 200 тысяч – значительно меньше, чем медсестер других специализаций, притом что корпус NP, по данным профильной ассоциации, в последние 20 лет вырос почти втрое – еще в 1998 году их было лишь 68 тысяч. Более стремительному увеличению численности наиболее квалифицированной сестринской группы мешает несправедливая, по мнению самих NP, оценка труда – их компетенции близки к базовым врачебным, а зарплата заметно ниже. По данным BLS, в 2016-м более половины практикующих медсестер зарабатывали по $110,9 тысячи в год, в то время как семейные врачи и доктора общей практики – около $199 тысяч.

В последние годы, по данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, в США на одного врача приходится четыре медсестры, что гарантирует стране позицию в тематическом ТОП10 мировых лидеров. Однако кадровый голод в американском сестринском корпусе наметился давно и грозит превратиться в неразрешимую для индустрии здравоохранения проблему. Еще один аргумент для наращивания мощи сестринской службы – старение населения. Бюро переписи населения США прогнозирует к 2035 году первое в истории превышение численности американцев старше 65 лет над детьми (78 млн к 76,4 млн человек соответственно). А значит, вырастет и потребность в гериатрической помощи (в том числе по хроническим заболеваниям и сопутствующим патологиям), оказывать которую сподручнее как раз сестринскому персоналу.

Стареют и сами медсестры. Средний возраст RNs – 44 года, свидетельствует Бюро переписи населения. Как выяснила рекрутинговая компания AMN Healthcare, опросив в 2017 году 3 347 медсестер, 36% респондентов, планирующих выход на пенсию, намерены оставить работу в течение ближайшего года.

Неважно обстоят дела и с профильными педагогическими кадрами, и с бюджетами учебных заведений. В 2016 году колледжи отказали в приеме 64 тысячам кандидатов, констатировала Американская ассоциация колледжей медсестер. Организатор тренинга по сестринскому делу NurseKeith.com и популярный отраслевой блогер Кит Карлсон рассказал Vademecum, что медсестер совершенно не привлекает преподавательская стезя, ведь в клинической практике они могут заработать гораздо больше.

Но и в индустрии здравоохранения задерживаются больше двух лет после начала практики лишь две из трех американских медсестер. Причин оставить профессию достаточно: стрессы, переработки, громадная пациентская нагрузка. На протяжении многих лет медсестры требуют определить безопасное для всех участников клинического процесса число больных, курируемых одним специалистом. Пример есть – в Калифорнии в 2004 году был принят закон, устанавливающий строгие значения персональной нагрузки в разных отделениях: от одного до восьми пациентов на одну медсестру в зависимости от профиля госпитального отделения. Однако до сегодняшнего дня ни один штат к полезной инициативе не присоединился.

«На мой взгляд, соотношение пациентов и медсестер в Калифорнии оказалось очень успешным. Большинство медсестер, с которыми я общался, почувствовали, что закон действительно изменил условия труда и сделал процесс более управляемым. Каждый год Конгрессу предлагаются проекты актов для принятия национального мандата по этому соотношению. Однако Американская ассоциация госпиталей и Американская ассоциация медсестер не поддерживают его и вместо этого призывают комитеты в госпиталях разобраться с этим вопросом по каждому отделению. Но проблема в том, что комитеты не имеют достаточного авторитета, их рекомендации необязательны для исполнения», – описывает «движение неприсоединения» Карлсон.

Кадровый резерв службы – медсестры-путешественницы. Их трудоустройством – как правило, на срок до 13 недель – занимаются специальные рекрутинговые компании, помогающие госпиталям закрывать пустующие сестринские позиции. Спрос на услуги «туристов» растет. По данным Staffing Industry Analysts, американские госпитали в 2017 году заплатили за мигрирующих специалистов $4,8 млрд – почти вдвое больше, чем три года назад. Есть толк и от медсестер, приехавших из других стран в Америку на ПМЖ, – часто по специальной программе для представителей дефицитных специальностей. Таковых, по подсчетам аналитиков иммиграционных процессов, в американском сестринском корпусе около 15%.

медсестра, медсестры, сестринское дело, сша
Источник: Vademecum №11, 2018

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС