Всероссийский союз пациентов 13 ноября обратился к Мишустину с просьбой организовать бесперебойность обеспечения пациентов с хроническими заболеваниями глюкокортикостероидами – метилпреднизолоном, преднизолоном, дексаметазоном и гидрокортизоном. Информация об ограничении доступности этих препаратов стала поступать в организацию из разных регионов. Также союз просит Мишустина рассмотреть вопрос об увеличении производства этих препаратов и экстренной закупке дополнительных объемов лекарств из группы у зарубежных производителей.
Аналогичное письмо 17 ноября с просьбой обеспечить бесперебойность обеспечения метилпреднизолоном и преднизолоном пациентов с ревматическими заболеваниями направили Российская ревматологическая ассоциация «Надежда» и другие ревматологические общественные организации.
Пациенты испытывают трудности с приобретением метилпреднизолона и преднизолона в аптеках: совсем нет метилпреднизолона в форме раствора и очень ограничено количество препарата в продаже в таблетках, к тому же найти его можно не во всех регионах, указала «Надежда».
По льготе метилпреднизолон и преднизолон в таблетках могут получить только пациенты с ревматоидным артритом, системной красной волчанкой и анколизирующим спондилитом либо пациенты с любым ревматическим заболеванием, имеющие справку об инвалидности. Но 53% опрошенных «Надеждой» больных с инвалидностью также испытывают трудности с получением препаратов по льготе в поликлинике.
Причиной дефектуры метилпреднизолона и преднизолона в ассоциации «Надежда» называют повышенный спрос на лекарства. Препараты входят в рекомендации Минздрава по лечению, диагностике и профилактике новой коронавирусной инфекции и применяются при среднетяжелой форме заболевания и острой воспалительной реакции – «цитокиновом шторме», как и дексаметазон.
В России метилпреднизолон зарегистрирован у «Орион Фармы» (Метипред в форме лиофилизата для приготовления раствора и таблеток), Sun Pharma (Ивепред, лиофилизат), Pfizer (Медрол, таблетки), «НоваМедики» (держатель регудостоверения на Солу-Медрол от Pfizer в форме лиофилизата для приготовления раствора).
В октябре 2020 года «Орион Фарма», по информации «Надежды», сообщала о перерывах в поставках Метипреда в связи с повышенным спросом, техническими задержками производства и введением маркировки. С 16 октября производитель возобновил ввоз препарата в таблетках, но объемы поставок не удовлетворяют спрос, а в форме раствора партия не поступила. Pfizer запланировала поставки Медрола на конец ноября 2020 года и январь 2021 года, а поставки Солу-Медрола пока не запланированы.
Дексаметазон зарегистрирован у около 30 производителей, гидрокортизон – у около 15.
В России глюкокортикостероиды принимают около 1 млн пациентов с ревматическими заболеваниями, препараты используются для быстрого снятия воспалительного процесса. При резком прекращении такой терапии может развиться «синдром отмены» с тяжелыми последствиями – обострение ревматического заболевания, инвалидизация, развитие необратимых тяжелых поражений внутренних органов и жизнеугрожающих состояний, в том числе надпочечниковой недостаточности, вплоть до смерти.
В мае 2020 года «Надежда» сообщила о дефиците гидроксихлорохина, а в сентябре – микофенолата мофетила и исчезновении с рынка метотрексата в таблетках. Единственный иностранный производитель метотрексата в этой форме Sandoz приостановил поставки препарата из-за производственных ограничений. Давно пропал с рынка из-за банкротства производителя азатиоприн.