Маркировка лекарств стала обязательной с 1 июля 2020 года. Но в конце июня правительство утвердило Положение об особенностях ввода в оборот лекарств. Оно предусматривает, что лекарства, произведенные с 1 июля до 1 октября 2020 года, а также импортируемые до 1 января 2021 года, могут быть введены в оборот без маркировки при условии согласования с комиссией при Росздравнадзоре. Согласование выдается на 45 дней. Заявитель должен обосновать невозможность нанесения маркировки и представить план по внедрению системы мониторинга. Такой порядок действует до 1 января 2021 года.
Положение предусматривает «неоправданно громоздкий, технически сложно реализуемый, коррупционно емкий и забюрократизированный «разрешительный» порядок» ввоза этих категорий лекарств и ввода их в оборот, пишут ассоциации. Добиваться согласования, по мнению авторов обращения, предстоит несколько месяцев: некоторые нормативные акты не готовы, нужно собирать документы, регистрировать их в информационной системе. По словам авторов письма, введение обязательной маркировки и неотлаженный пока механизм получения согласований уже привел к тому, что ввоз тысячи серий оказался заблокирован.
По мнению ассоциаций, нужно упростить процедуру ввода в оборот немаркированных лекарств: не ждать разрешения, а уведомлять уполномоченные органы.
В Минздраве сообщили, что около 170 деклараций на импорт лекарств без маркировки ждут решения комиссии, которая скоро начнет работу. В ведомстве отмечают, что согласовывать придется не каждую серию и партию лекарств, а только наименование.
По словам генерального директора АРФП Виктора Дмитриева, созданных запасов лекарств хватит на три-четыре месяца, потом может возникнуть их дефицит.
Отраслевые ассоциации жалуются на неотлаженную работу системы после старта обязательной маркировки. АРФП сообщала о финансовых потерях игроков рынка «из-за эксплуатации недоработанной системы, хронических сбоев и отсутствия оперативной реакции оператора».