«Такая политика – не что иное, как искусственная монополизация рынка», – посетовал Цыганов, предложив нормативно закрепить обязанность производителя или поставщика передавать ключи и пароли, а также зафиксировать право медучреждений самостоятельно выбирать исполнителей услуг по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования.
Vademecum собрал мнения участников рынка об инициативе.
Арам Бекчян, совладелец МК «Юникс»:
– Я согласен, нужно убирать монополии, но перегибать тоже неправильно. Необходимо обязать производителей обучить и сертифицировать специалистов и только после этого предоставлять ключи. Доступ к сложному лечебному оборудованию должны иметь профессионалы, которые должны постоянно проходить аттестацию.
Производители очень часто эксплуатируют свое монопольное положение, необоснованно завышая цены так, что годовое обслуживание становится равным стоимости нового аппарата. Например, замена головки канадского аппарата для гамма‐терапии «Тератрон» стоит 45 млн рублей, а аналог «Тератрона» – новый чешский аппарат «Терабалт» с годом гарантии стоит примерно 50–60 млн. Поэтому в конкурсах должны быть дополнительные критерии кроме цены – например, стоимость годового обслуживания. Нужно вводить в практику контракты жизненного цикла.
Александр Бартков, руководитель отдела комплексных проектов ГК «Дельрус»:
– Для высококвалифицированных инженеров производитель регулярно проводит обучение и сертификацию, стоимость которых достаточно высока, обеспечивает инструментами и оборудованием для сервиса, обеспечивает централизованный контроль качества выполнения пусконаладочных работ, обучения медицинского персонала, гарантийного и постгарантийного обслуживания, содержит определенный объем запасных частей на складе для оперативного ремонта. Однозначно можно сказать, что немногие организации способны обеспечить такой объем работ на должном уровне, а цена ошибки слишком велика. Децентрализация сервиса на деле может привести к дополнительным финансовым затратам со стороны госмедучреждений, увеличению сроков ремонта оборудования, снижению качества сервисных услуг.
Дмитрий Сучков, руководитель департамента технического обеспечения сервиса GE Healthcare в России/СНГ:
– Остается открытым вопрос, что подразумевает ФАС под расширением перечня документов и паролей, так как системы защиты интеллектуальной собственности, объем предоставляемой информации и ее структура
у всех производителей совершенно разные. Например, GE Healthcare при поставке всего спектра оборудования предоставляет полный пакет пользовательской и технической документации, а также пароли уровней «пользователь» и «администратор». При этом, безусловно, любая компания ограничивает доступ к определенному уровню документации, являющейся ее интеллектуальной собственностью и необходимой для обеспечения безопасности при эксплуатации оборудования. Необходимо разработать механизмы регулирования контроля качества работ по техническому обслуживанию медтехники, включая используемые для ее ремонта запасные части и компоненты. А также создать непрерывную систему профессиональной подготовки инженерного состава медучреждений, способного проводить грамотный аудит и ремонт оборудования в строгом соответствии с технической документацией и требованиями законодательства.