19 Мая 2024

Дело Мисюриной: что произошло за неделю
Александр Пахомов
Мединдустрия
3 февраля 2018, 8:00

Фото: Елена Мисюрина
13782

Суровый приговор (два года лишения свободы), вынесенный известному московскому гематологу Елене Мисюриной, стал одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели. За это время по делу Мисюриной успели высказаться многие высокопоставленные чиновники, поссорились Следственный комитет (СК) и Генпрокуратура, врачебные сообщества запланировали и отменили  пикет в центре Москвы – и это далеко не все. Vademecum собрал дайджест значимых событий.

Обвинительный приговор врачу московской ГКБ №52 Елене Мисюриной был вынесен 22 января 2018 года.  В 2013 году она сделала пациенту трепанобиопсию в частной клинике «Генотехнология», а вечером того же дня мужчина поступил в клинику «Медси», где и скончался. Суд вынес решение, что Мисюрина провела процедуру ненадлежащим образом, случайно повредив кровеносные сосуды, что повлекло смерть пациента.  Все подробности этого дела можно прочитать здесь.

Случившееся вызвало бурный отклик медицинского сообщества и быстро стало резонансным.

В понедельник, 29 января, судьбой Мисюриной всерьез озаботился вице-мэр Леонид Печатников. По его словам, мэрия понимает, что, по-видимому, «произошла чудовищная ошибка», и предоставит Мисюриной самых лучших и известных адвокатов, которые будут защищать ее бесплатно. Правда, имена этих адвокатов Vademecum выяснить не удалось.

В тот же день свою «озабоченность» через Twitter  выразил мэр Москвы Сергей Собянин, который считает, что в первую очередь необходимо защищать права и интересы пациентов, однако не стоит делать крайними врачей. Мэра столицы понять можно: накануне грядущих в марте президентских выборов ему меньше всего нужны демонстрации возмущенных медиков.

Неудивительно, что пикет в поддержку Мисюриной в центре Москвы провести не разрешили. Лига защиты врачей, профсоюз медработников «Действие» и инициативные группы врачей подали в мэрию Москвы уведомление о проведении акции солидарности с Мисюриной численностью до 700 человек в субботу, 3 февраля 2018 года, на Пушкинской  площади, однако городские власти отклонили заявку. «В ответе... говорится, что якобы по закону пикетирование всегда «должно проводиться у пикетируемого объекта и публичное выражение мнений должно быть направлено к пикетируемому объекту». А поскольку в качестве цели нашей акции заявлено «привлечение общественного внимания к приговору и обстоятельствам уголовного дела в отношении врача-гематолога Мисюриной Елены Николаевны», выбранное место пикетирования и объект пикетирования (памятник Пушкину) «не соотнесены с целью мероприятия», – объяснил причину отказа сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. Организаторы акции отказались от ее проведения, но пообещали подать жалобу на незаконные, по их мнению, действия чиновников.

За пересмотр дела Мисюриной выступила Лига защиты врачей, чья петиция на change.org набрала уже более 78 тысяч подписей. Кроме того, Национальное гематологическое общество подготовило обращение к Президенту РФ Владимиру Путину, в Государственную думу и Общественную палату. Выступили за пересмотр приговора и члены Президентского совета по правам человека (СПЧ), которые пообещали направить соответствующее обращение в прокуратуру.

К среде, 31 января, набирающий обороты скандал докатился до федеральных эшелонов власти. 

Министр здравоохранения Вероника Скворцова не исключила необходимости проведения дополнительных экспертиз по делу. «Я не знаю деталей этого дела, о котором вы спрашиваете. Но я так думаю, что это дело суда, и если нужно, то надо провести повторные экспертизы, определить, есть ли действительно причинно-следственная связь между действиями врача и смертью человека», –сказала она.

Курирующая медицину вице-премьер РФ Ольга Голодец  заявила, что этот случай с новой силой поставил вопрос о месте патологоанатомических служб в системе. «Патологоанатомические службы должны быть выведены из системы, это должны быть независимые службы, которые дают четкую оценку всем действиям, которые произошли», – отметила она.

Каждый спешил высказаться по горячей теме, и риторика достигла такого накала, что пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков вынужден был  попросить чиновников, не имеющих непосредственного отношения к резонансному делу, воздержаться от комментариев. «Думаю, что если здесь и делать какие-то суждения, то это нужно делать профессионалам и региональному, то есть московскому, Министерству здравоохранения, и федеральному Министерству здравоохранения. Какие-то другие чиновничьи рассуждения здесь вряд ли уместны и допустимы», – подчеркнул он.

Параллельно развернулась баталия в силовых структурах. Прокуратура Юго-Западного административного округа (ЮЗАО) Москвы обжаловала приговор Мисюриной и попросила освободить ее из-под стражи, так как в ходе следствия были допущены нарушения. В ответ на этот выпад расследовавший дело СК не без оснований указал, что обвинение было утверждено и поддержано в суде прокурором, и на этом основании обвинил сотрудников прокуратуры в некомпетентности. «И только когда приговор приобрел широкий общественный резонанс, прозвучали заявления о том, что прокуратура внесла апелляционное представление на приговор, попросив отменить состоявшееся судебное решение по причине нарушений, допущенных в ходе следствия. Эта позиция прокуратуры ставит под сомнение прежде всего компетентность своих же сотрудников», – заявила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко. Ответа от прокуратуры пока не последовало.

Следственный комитет продолжает отстаивать свою позицию: вина Мисюриной доказана двумя  экспертизами, из которых следует, что при госпитализации в одну из больниц у пациента были повреждены кровеносные сосуды правой половины тазовой области. Эти повреждения образовались в результате «однократного механического воздействия диагностической иглы» при проведении Мисюриной трепанобиопсии. По словам адвоката осужденной, одним из основных свидетелей обвинения стал патологоанатом клиники «Медси», проводивший вскрытие умершего пациента. 

Клиника  «Медси» в четверг, 2 февраля, выступила с заявлением, что будет защищать свою репутацию от «недостоверных сведений», распространяемых в СМИ. «ГК «Медси» располагает всеми необходимыми доказательствами, позволяющими опровергнуть недостоверные сведения о нашей компании, распространяемые в СМИ, однако мы ограничены врачебной тайной и иными законодательными требованиями. Надеемся на понимание коллег и профессионального сообщества, но оставляем за собой право использовать все средства правовой защиты в целях сохранения деловой репутации компании и своих сотрудников», – отметили в клинике.

По словам Мисюриной, приговор стал для нее шоком, и она надеется, что его все-таки пересмотрят. Ее адвокаты уже подали апелляцию в суд. 

Наконец, в пятницу, 2 февраля, стали известны новые подробности резонансного дела: оказалось, Мисюрину ожидает еще и гражданский иск о взыскании 17 млн рублей в пользу членов семьи умершего, рассказали Vademecum коллеги врача.

Источник: Vademecum

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий