Как показал опрос, врачи неактивно борются с необъективными, на их взгляд, и порочащими репутацию отзывами, лишь 21% медиков попытались урегулировать вопрос о необоснованных негативных отзывах самостоятельно, а успешно коммуникация завершилась только в 6,4% случаев. Также нечасто, в 16% случаев, врачи отвечали недовольным пациентам сами. Другой трудностью стало соблюдение врачебной тайны при взаимодействии с пациентами и сайтами-отзовиками – 50% врачей не смогли наладить эффективную коммуникацию как раз из-за обязанности неразглашения личных сведений пациента.
Половина врачей отмечают, что негативные отзывы касались не только профессиональных, но и личных качеств специалиста, а 66% респондентов уверены, что отзывы в целом были необъективны. Почти 95% врачей, исходя из данных опроса, считают необходимым ввод дополнительных нормативных актов, которые бы регулировали содержание публичных отзывов о медицинских работниках и работу тематических ресурсов.
Опрос проводился на платформе «Врачи РФ». В нем приняли участие 1 030 врачей 77 специальностей, из них больше всего акушеров-гинекологов, терапевтов, неврологов и педиатров. Респондентами стали специалисты из всех регионов, большинство – из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также из Краснодарского края.
Опросник составлен при содействии Центра медико-правовых инноваций ФТ «Сириус». Результаты опроса будут использованы для оценки потребности в дополнительном правовом регулировании правоотношений, складывающихся между сайтами-агрегаторами и «отзовиками», медицинскими работниками и пациентами.
«Медицинские организации обязаны размещать в сети Интернет определенный объем информации о медицинских работниках, что позволяет контролировать качество медицинской помощи и помогать пациенту выбирать клинику и врача. Эта информация собирается сайтами-агрегаторами и размещается в виде списка аккаунтов клиник и врачей, к которым добавлена возможность пациента оставить отзыв о враче и о клинике, в том числе негативный, – отмечает руководитель Центра медико-правовых инноваций ФТ «Сириус» Ольга Зиновьева. – При этом обязанность врача и клиники сохранять врачебную тайну пациента, а также ответственность за ее нарушение не позволяют медицинскому работнику защищаться в публичном пространстве в случае, если негативный отзыв пациента является необъективным либо затрагивает личные качества врача как человека, никак не связанные с его профессиональными качествами. Иными словами, пациент вправе публично оставить о враче любой отзыв (за исключением откровенно оскорбительного), а врач, связанный обязанностью сохранять врачебную тайну, не вправе эффективно на него отреагировать».
В 2021 году Конституционный суд (КС) РФ установил, что если сайты с отзывами строят свою политику на размещении персональных данных медработников «для сбора и опубликования отзывов пациентов о нем», то они должны предварительно модерировать содержание отзывов и оперативно осуществлять мониторинг. Это необходимо, указывал КС, чтобы исключить противоправные суждения, оскорбления и не относящиеся к профессиональной деятельности комментарии пользователей в адрес медицинского работника.