12 Мая 2024

Как программа S7 Airlines «Врачи на борту» может изменить медицинское сообщество
Партнерский материал
Мединдустрия
29 сентября 2020, 8:00

Фото: S7 Airlines
6973

В августе авиакомпания S7 Airlines запустила программу привилегий «Врачи на борту», цель которой – повысить безопасность пассажиров и поддержать медиков, оказывающих первую помощь во время полета. Покупая билет на s7.ru или регистрируясь на рейс S7 Airlines, медработник, ставший участником программы, может сделать отметку о готовности оказать первую помощь пассажирам рейса. Эту информацию получит экипаж, и в случае необходимости бортпроводник обратится за консультацией к медработнику. В нескольких карточках разбираем ключевые вопросы о программе.

Каковы условия участия?

К программе «Врачи на борту» могут присоединиться все медработники – врачи, фельдшеры и медсестры, независимо от специализации. Важно иметь действующий сертификат медицинского работника и диплом об образовании — эти документы нужны для регистрации в программе на сайте Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ). После верификации медработник получает уникальный номер участника программы лояльности S7 Priority, благодаря которому можно пользоваться всеми привилегиями. Если медицинский специалист уже является участником S7 Priority, то после подтверждения документов привилегии новой программы станут доступны ему автоматически.


Обязан ли медработник, участвующий в программе, всегда оказывать помощь на борту?

Нет. Решение, отозваться ли на просьбу бортпроводника о помощи, всегда остается за медработником. На доступе к привилегиям программы это не скажется – они будут сохранены и в случае отказа.

Юлия Казанцева, адвокат: В соответствии с ФЗ №323, оказывать медпомощь вне медицинской организации возможно только по месту вызова бригады скорой помощи. Единственное, что можно делать на борту или в поезде – оказывать первую помощь. Приказ Минздрава от 4 мая 2012 года № 477н регулирует перечень таких состояний – потеря сознания, остановка дыхания, наружные кровотечения, травмы, ожоги, обморожение, отравление, затрудненное дыхание. В нем, увы, не все состояния, при которых такая помощь может требоваться, и приведены элементарные действия, которые не всегда будут эффективными и совершить которые способен и человек без медицинского образования.


Ок, медработник готов помочь. А что про риски?

Все участники программы «Врачи на борту» включены в программу страхования профессиональной ответственности медицинских работников компании «Ингосстрах» на период полета. Страховка покрывает затраты за причинение морального вреда, а также вреда жизни или здоровью и защищает медика от возможных претензий со стороны пассажира, которому была оказана помощь. Страховое покрытие достигает 500 тысяч рублей.

Изучение авиационно-космической медицины не входит в базовую программу медицинского образования, но есть особенности в реакциях организма на высоте, с пониженным парциальным давлением, поэтому участникам программы доступны онлайн-курсы АВАМ — «Влияние на организм факторов полета», «Особенности распространённых критических состояний среди авиапассажиров» и другие. Также есть курс о правовых вопросах оказания помощи на борту.

Юлия Казанцева, адвокат: Исходя из судебной практики, медработник обязан оказывать помощь. В противном случае он может быть привлечен к ответственности за неоказание помощи больному или оставление человека в опасности. В то же время если медработник вышел за пределы оказания первой помощи, тоже существуют риски — вплоть до уголовной ответственности, если наступили неблагоприятные последствия для пассажира. Или может быть гражданско-правовая ответственность: иногда случается так, что во время оказания реанимационных мероприятий пострадавшему ненамеренно причиняются травмы. Не факт, что медработника признают виновным и будет назначена компенсация, но походить по правоохранительным органам и судам, возможно, придется.

Существуют проблемы в законодательстве, которые не дают возможность медикам оказывать помощь, которая действительно бывает жизненно необходима на борту или в поезде в полной мере. В таких ситуациях, чтобы минимизировать риски (и это отдельно отмечается в программе «Врачи на борту»), медработнику не нужно выходить за рамки первой помощи и совершать какие-либо медицинские манипуляции.


На что медработник может рассчитывать на борту?

Перечень медикаментов может различаться в зависимости от авиакомпании. Аптечка, имеющаяся на борту, разделена на две части:

Комплект первой помощи – это медикаменты, которые может использовать бортпроводник. Здесь базовые безрецептурные препараты (обезболивающие, спазмолитики, седативные противорвотные и антидиарейные, антигистаминные средства, капли от насморка и др.), перевязочные и дезинфицирующие средства.

Комплект медицинской помощи – в нем сильнодействующие и рецептурные препараты и медизделия (шприцы, скальпель, шовный материал, катетеры, кровоостанавливающий жгут, тонометр с фонендоскопом и др.). По действующему законодательству, бортпроводники не имеют права измерять давление, делать инъекции и давать пассажирам рецептурные препараты.


Как организована цепочка медпомощи пассажиру?

Если вдруг пассажир чувствует недомогание, то в первую очередь бортпроводник постарается выяснить возможные причины ухудшения самочувствия, измерит его пульс и температуру, при необходимости предложит воду и лекарства из аптечки первой помощи. После чего сообщит командиру экипажа о пассажире с жалобами на здоровье.

Если состояние пассажира ухудшится, бортпроводник обратится к медработнику за консультацией и будет готов помогать медику, если это нужно.

Медработник может использовать как аптечку первой помощи, так и комплект медицинской помощи, и в случае необходимости спрашивать о наличии лекарств или медизделий, которых нет в аптечке, у других пассажиров. Однако в таком случае медик несет ответственность за их применение. В случае негативных последствий частично это покрывается страховкой.

Если медик констатирует, что состояние пассажира продолжает ухудшаться, и нужна скорая медицинская помощь, капитан воздушного судна примет решение совершить посадку в ближайшем аэропорту. В таких случаях наземная бригада скорой помощи приезжает прямо к борту самолета.

Врачу (медработнику), оказавшему помощь на борту, нужно полностью рассказать коллегам историю произошедшего: какие были первые симптомы, какие препараты дали пациенту, какие показатели у пациента сейчас (пульс, давление и т.д.). В конце члены экипажа попросят его заполнить краткий рапорт, где нужно указать причину использования комплекта медицинских средств, перечислить наименования использованных препаратов и оставить контактные данные.


Идея хорошая. А что говорят коллеги?

Ярослав Ашихмин, к.м.н., кардиолог, советник генерального директора Фонда Международного медицинского кластера: По факту врачам часто приходится оказывать помощь на борту самолета. Отношение к этому в медицинском сообществе разное. Но я считаю, если ты выбрал профессию врача, то ты должен помогать людям в подобных ситуациях на борту самолета, в поезде, на дороге.
Да, это сопряжено с риском, но он «врожденный» для нашей профессии, так же, как у пожарных есть риск сгореть в огне. Я регулярно оказываю помощь пассажирам на борту. Поэтому, когда я увидел интерес со стороны авиакомпании, которая говорит: «Давайте как-то это легализовывать, вы нам помогаете, мы хотим сделать ваше пребывание на борту более комфортным с учетом всех рисков», я согласился. Это шаг к легализации и нормативному регулированию медпомощи на борту самолетов. Да, мы все равно плохо защищены, несмотря на внедренную страховку, эти институты еще плохо работают, но в любом случае это шаг навстречу врачам. Поэтому я отвечаю на это позитивно. Есть позиция – всего всегда бояться, но она противоречит духу профессии врача. Медики, которые боятся сказать, что они врачи, также боятся сказать, что у них не хватает СИЗов. Если ты выбираешь эту профессию, твоя жизнь в каких-то моментах становится чуть более комфортной, а в каких-то – чуть менее. Эта инициатива – способ авиакомпании сказать, что она видит нас и нашу работу, а мы – видим их попытку регулировать ситуацию с оказанием помощи пассажирам.


Олег Абакумов, пульмонолог ГКБ №40: Программа привилегий – это дополнительный бонус, больший комфорт. Врачу, чтобы постараться помочь оказавшемуся рядом человеку, не нужна отдельная программа: я не представляю ситуацию, что во время полета пассажиру по соседству становится плохо, а доктор просто сидит рядом. Я долго работал в скорой помощи, оказывал экстренную помощь, и знаю, насколько это важно — вовремя оказать правильную помощь. Но сама задумка интересна, наверное, так быстрее можно будет помочь — не просто спрашивать, есть ли врач на борту, а прицельно подойти к доктору.

Это круто и удобно для врачей – перелеты могут стать комфортнее. Ты чувствуешь себя немножко значимым, где-то можно даже сэкономить. Думаю, это важно и для пассажиров — они смогут чувствовать себя в большей безопасности. Что касается рисков, это чисто человеческое, на мой взгляд. Для врачей, которые не хотят, чтобы о работе знали, есть вариант убрать галочку и продолжать получать привилегии. Мне нравится помогать, я буду только рад, если помогу чьему-то папе. Да, ты можешь оказать помощь неправильно, но это от тебя зависит – освежи знания, сходи на курсы СЛР, почитай, сколько толчков делать и тому подобное.

Мишустин предложил оставить Мурашко главой Минздрава

Мединдустрия

Сегодня, 10:40

Картина дня: дайджест главных новостей от 8 мая 2024 года

Функцию мониторинга сердца Apple Watch впервые одобрили для применения в КИ

Минздрав и Минобрнауки не имеют претензий друг к другу из-за медфакультетов в непрофильных вузах

Общественники ищут 550 млн рублей для возведения хосписа в Ижевске

Олегу Серебрянскому продлили срок ареста

Минздрав закупит препараты с нусинерсеном и рисдипламом на 9 млрд рублей

Глава Крыма из-за жалоб пациентов будет еженедельно мониторить работу клиник

Путин определил национальные цели развития. Главное о здравоохранении

Выплаты академикам РАН увеличат до 200 тысяч рублей