12 Мая 2024

Опубликован рейтинг перинатальных центров России
Дарья Шубина
Мединдустрия
12 сентября 2016, 16:09

Фото: amazingpict.com
28748

Средний показатель перинатальной смертности (ПС) в России в 2012–2015 годах составил 8,5 случая на тысячу новорожденных. Самый высокий показатель наблюдается в Смоленской области (11,4), а самый низкий (5,9) – в Белгородской. Таковы данные исследования медиабюро Status Praesens, основанного заведующим кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН Виктором Радзинским.

«Побывав в 60 регионах, могу сказать: врачебный уровень везде одинаков. Есть регионы, где нет перинатальных центров, но младенческая смертность низкая, есть те, где два перинатальных центра, но она высокая. Мы все находимся в приблизительно одинаковых условиях. А отличает одна простая штука: в одних регионах есть организация помощи матерям и детям, а в других ее нет. И ее активно не хотят строить», – констатировал главный неонатолог Минздрава РФ Дмитрий Иванов, выступая 11 сентября на «перекличке перинатальных центров» на IX Общероссийском семинаре «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии».

Анализом работы перинатальных центров и службы родовспоможения в целом, помимо Минздрава, прицельно занимается медиабюро Status Praesens, основанное заведующим кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН Виктором Радзинским. Ежегодно оно составляет рейтинг эффективности работы перинатальных центров России, правда, привлечь всех (или хотя бы половину) государственных игроков этой отрасли аналитикам пока не удается. В этот раз они смогли собрать 18 анкет от перинатальных центров из разных регионов страны (всего в России на 2015 год, по данным Минздрава, функционировали 61 самостоятельный перинатальный центр и 63 центра, входящих в структуру многопрофильных клиник). Основные результаты анкетирования представил профессор кафедры акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН Игорь Костин.

В исследовании были учтены данные по 18 регионам – Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Московской, Омской, Ростовской, Смоленской, Томской и Тюменской областям, по Краснодарскому, Красноярскому и Пермскому краям и по Республике Чувашии. При этом средние показатели, по словам Костина, коррелировали с общероссийскими.

Больше всего родов, согласно данным исследования, было принято в Московской области (в городе Балашиха) –  их число составило 83,9 тысячи, 24,7% из них пришлись на роддома первого уровня, 25,7% – на перинатальные центры, а основной поток пациенток сконцентрировался в роддомах второго уровня. В среднем во всех 18 регионах на перинатальные центры приходится 34,8% всех родов. Всего в указанных регионах было принято 566,5 тысячи родов. 

Согласно трехуровневой системе оказания медпомощи, все пациентки с осложненной беременностью должны быть направлены в перинатальные центры. Поэтому доля преждевременных родов в перинатальных центрах, по данным исследования, составила 57,9% от общего числа принятых родов, тогда как в среднем по региону этот показатель составляет 5,4%. Больше всего с такими случаями сталкивается перинатальный центр Кировской области (81,6% от общего числа родов в регионе).

Средний показатель перинатальной смертности (ПС) в 2012–2015 годах составил 8,5 случая на тысячу новорожденных. Его считают как отношение общего количества мертворожденных младенцев и детей, умерших в течение первых семи суток, к общему количеству новорожденных. Полученное число умножают на тысячу. Самых больших значений показатель перинатальной смертности достигает в Смоленской области (11,4), а самый низкий показатель (5,9) наблюдается в Белгородской области. При преждевременных родах ПС значительно выше и составляет в среднем 77,7 случая на тысячу новорожденных. Выше всех этот показатель в Ростовской области (119,4), самый низкий – в Омской области (30,9).

Самыми лучшими регионами с точки зрения организации перинатальной помощи стали Курская и Тюменская области, Пермский край и Республика Чувашия, на пятом месте оказалась Иркутская область.

Самый дискутируемый показатель – эффективность кесарева сечения с точки зрения перинатальной смертности – был рассмотрен отдельно. Так, в Красноярском краевом клиническом центре охраны материнства и детства, где показатель ПС составляет 20,6, кесарево сечение проводилось в 57,3% случаев. При этом в Ростовском перинатальном центре кесарево сечение проводилось в половине случаев (50,7%), а показатель ПС составил 10,4. «Показатель эффективности кесарева сечения принципиально важен, потому что он показывает, тех мы режем или не тех. Как видите, большинство режут не тех, кого нужно. Потому что при высоком показателе кесарева сечения – 57% – показатель перинатальной смертности 20.  <...> Вот это высвечивается и вызывает всеобщее возмущение. Те, кто там работают, режут налево и направо и не видят, что получают убийственный результат», – заметил Виктор Радзинский. 

Для оценки эффективности работы перинатальных центров аналитики ввели коэффициент эффективности кесарева сечения. Он рассчитывается по формуле, основанной на соотношении средних показателей применения кесарева сечения и смертности по России и тех же показателей конкретного перинатального центра. Лучшим считается результат, когда разный процент операций кесарева сечения сочетается с низким показателем ПС. Ни один перинатальный центр не смог достичь этого показателя. Самой высокой оценкой стало «удовлетворительно» (средний и высокий уровень кесарева и средние показатели ПС либо низкий уровень кесарева с показателем ПС выше среднего). В эту группу вошли Перинатальный центр Воронежской ОКБ №1, Иркутский областной перинатальный центр ОКБ, Московский областной перинатальный центр и Чувашский президентский перинатальный центр.

Рейтинг эффективности работы перинатальных центров был основан на взвешенном показателе перинатальной смертности (в зависимости от срока беременности). Первое место в рейтинге занял Перинатальный центр Белгородской ОКБ Святителя Иосафа, далее следуют Московский областной перинатальный центр и Перинатальный центр Воронежской ОКБ №1. В аутсайдерах – Томский областной перинатальный центр, Смоленский перинатальный центр и Кемеровский  областной клинический перинатальный центр.

Результаты рейтинга пришлись по душе не всем участникам. Так, главный врач Кировского областного клинического перинатального центра Николай Семеновский заявил, что просто так сопоставить работу перинатальных центров из разных регионов нельзя, так как на показатели конкретного центра влияет работа всех звеньев службы родовспоможения. «Мы много и красиво говорим о перинатальной смертности. И сравниваем с кесаревым сечением. Как это здорово и хорошо! Можно сравнить две машины – «Белаз» карьерный и «Запорожец». «Запорожец» компактнее и удобнее, а двигатели разные. Есть такие показатели, которые не зависят от других. Это ранняя неонатальная смертность, это выживаемость детей с массой до 1,5 кг и показатели младенческой смертности, которые зависят от нас на 60%. Как сравнить эти показатели? – возмутился он. – Я в самых худших. У меня дикая перинатальная смертность. Почему? Всех антенаталов со всех районов возят рожать к нам, все прерывания беременности – к нам. Мой показатель вообще-то идеальный. Моя перинатальная смертность истинно составляет 3,7! Все остальное – это чужие трупы, которых мы вынуждены брать. Интегрированный показатель настолько бредовый, что это просто ужас!»

С ним отчасти согласился Рэм Волков, заведующий Перинатальным центром Новосибирской областной больницы, которая принимает большой поток пациенток с экстрагенитальными заболеваниями и тяжелым течением беременности. «Новосибирская область собирает (пациенток) со всего Сибирского и Дальневосточного округов. По приказу все иногородние направляются в Областной перинатальный центр. К нам попадают все критические пороки сердца, потому что у нас есть Центр Мешалкина. Ну куда мы денемся? Они идут к нам в статистику. Открылся Федеральный нейрохирургический центр, и  его пациентки тоже к нам поступают. И дети погибают у нас. И сказать, что в результате этого областной перинатальный плохой, я не могу», – сказал он.

Впрочем, главный неонатолог страны Дмитрий Иванов занял противоположную позицию, напомнив, что главные врачи как раз могут управлять маршрутизацией в перинатальные центры: «Блестящий врач в кировском перинатальном центре. Но у него в приказе написано, что он должен как главный врач ПЦ определять всю политику в регионе. А он говорит: они мне доставляют трупы! Так это ваша вина! Ваша вина как главного врача, что у вас амбулаторное звено работает таким образом, что они вам доставляют трупы. Как только вы скажете «это моя зона ответственности», тогда все встанет на свои места».

Источник: Vademecum

Мишустин предложил оставить Мурашко главой Минздрава

Мединдустрия

Сегодня, 10:40

Картина дня: дайджест главных новостей от 8 мая 2024 года

Функцию мониторинга сердца Apple Watch впервые одобрили для применения в КИ

Минздрав и Минобрнауки не имеют претензий друг к другу из-за медфакультетов в непрофильных вузах

Общественники ищут 550 млн рублей для возведения хосписа в Ижевске

Олегу Серебрянскому продлили срок ареста

Минздрав закупит препараты с нусинерсеном и рисдипламом на 9 млрд рублей

Глава Крыма из-за жалоб пациентов будет еженедельно мониторить работу клиник

Путин определил национальные цели развития. Главное о здравоохранении

Выплаты академикам РАН увеличат до 200 тысяч рублей