Медицинский девелопмент в России в середине 2000‑х пережил небывалый инвестиционный подъем. Объем финансирования ключевых государственных программ, направленных на строительство, реконструкцию, капремонт и оснащение ЛПУ, стационаров и центров высокотехнологичной медицинской помощи, приблизился к 400 млрд рублей. Однако финансовые вливания не дали масштабного эффекта – почти все новые крупные объекты были сданы с опозданием, некоторые – с критическими дефектами. В целом же более 40% действующих сегодня медучреждений остаются ветхими, аварийными и, по большому счету, непригодными к эксплуатации.
Роль девелопера – монополиста и локомотива медицинского строительства, конечно же, играет государство. «Главный заказчик на этом рынке – федеральные и региональные органы власти. В частной медицине операторов, самостоятельно строящих объекты, можно пересчитать по пальцам, да и то, за редким исключением, максимум их размаха – небольшие стационары и поликлиники», – констатирует управляющий партнер консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрей Алмазов.
Первым крупным девелоперским проектом с общим объемом федеральных инвестиций 77 млрд рублей стала стартовавшая в 2006 году в рамках нацпроекта «Здоровье» программа строительства федеральных центров высоких медицинских технологий (ВМТ). Спустя пять лет состоялся еще один могучий рывок, оттолкнувшийся от бюджета программы модернизации здравоохранения. По данным ФФОМС, региональными сегментами программы на 2011–2013 годы помимо оснащения медучреждений предусматривались завершение строительства 112 объектов медицинского назначения и проведение капитального и текущего ремонта еще более 4 тысяч учреждений. Суммарные инвестиции в строительные работы и обновление материально-технической базы отрасли оценивались примерно в 300 млрд рублей.
Помимо федеральных программ, медицинское строительство подкрепляли локальные инициативы – региональными программами развития здравоохранения и отдельными федеральными проектами, например, в области ядерной медицины или подготовки медицинской инфраструктуры Краснодарского края в преддверии XXII Олимпийских зимних игр.
Однако несмотря на беспрецедентные госинвестиции и задействованный административный ресурс, реализация девелоперских задумок властей постоянно сбоила. Сроки завершения строительства или работ по реконструкции постоянно сдвигались. Например, первый из запланированных центров ВМТ, в Пензе, построили, нарушив дедлайн на два года, другие объекты, возводимые по этой программе, откладывались на еще более длительные сроки (подробнее – в материале «Вавилонская басня», VADEMECUM #11 (36) от 31 марта 2014 года). Счетная палата, проводившая в прошлом году ревизию исполнения региональных программ модернизации здравоохранения, выяснила, что 22 региона до сих пор не завершили плановые работы 2011–2013 годов.
Основная причина срыва дедлайнов – в нерациональном распределении средств, неудачном выборе подрядчиков, незнании нормативной базы и множестве других технических накладок. Скандалы начались почти сразу за стартом. В 2008 году, когда модуль одного из федеральных центров ВМТ в Краснодарском крае был уже смонтирован, выяснилось, что его поразил грибок. Итоговая стоимость выполненных работ на тот момент составляла 3,9 млрд рублей. Провал повлек за собой судебные разбирательства между генеральными заказчиками и подрядчиками проекта. Впрочем, эти тяжбы ни к чему конструктивному не привели – стройка была заморожена, деньги потеряны, а центр так и не заработал. Подобные конфликты с проектировщиками и строительными подрядчиками в полной мере испытали на себе распорядители модернизационных бюджетов и других программ (подробнее – в материале «От кульмана будете»).
Конечно, беспрецедентное по объему инвестиций государственное участие усилило высокотехнологичные мощности индустрии здравоохранения, но все же к радикальному обновлению базового фонда медицинской недвижимости не привело. По данным аналитической компании INFOLine, сейчас в России пригодны для использования чуть больше половины объектов медназначения, более трети требуют капитального ремонта, 6% – реконструкции, а 2% – находятся в аварийном состоянии.
Шансов, что ситуация скоро изменится, не так много. С одной стороны, федеральные и региональные власти на фоне спада экономики и перехода на одноканальное финансирование будут сворачивать планы строительства медицинских объектов. С другой – госзаказчикам так и не удалось выстроить надежные коммуникации с подрядчиками.
Как сообщили VADEMECUM в Минздраве РФ, если в 2013 году на строительство и реконструкцию медицинских объектов из средств федерального бюджета было выделено около 39 млрд рублей, то в 2014-м – уже на 20% меньше.
В работе остается единственный масштабный девелоперский проект – создание федеральной сети из 32 перинатальных центров с инвестициями из ФФОМС в 52,6 млрд рублей, государство здесь представляет «Ростех» (подробнее – в интервью куратора проекта, замгендиректора госкопорации Николая Волобуева на стр. 19).
Есть на повестке дня еще одна бюджетоемкая задача – модернизация здравоохранения Крыма и Севастополя, где речь идет не столько о высокотехнологичной, сколько о базовой стационарной и амбулаторной медицинской помощи. По словам первого замминистра здравоохранения Республики Крым Елены Ржевской, в ближайший год на федеральные 1,2 млрд рублей в регионе планируется провести капремонт 16 медицинских учреждений.
В регионах инвестиции в медицинское строительство пока растут (подробнее – в инфографике «Общий план») повсеместно, за исключением разве что территорий ЮФО, где во время подготовки к Олимпиаде уже было построено и реконструировано значительное количество медицинских объектов. Впрочем, эксперты считают, что прошлый год был последним пиковым периодом реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения на период до 2020 года».
«Темпы строительства медучреждений в ближайшие четыре-пять лет будут существенно снижены, а финансирование – перераспределено в пользу текущих ремонтов, реконструкций и технического переоснащения», – прогнозирует в одном из своих исследований компания «Медбизнесэксперт».
Частные операторы отрасли грядущую стагнацию рынка пока компенсировать не в состоянии. В капремонт и строительство своих клиник и медцентров готовы вкладываться не более 10 компаний, да и у тех девелоперские успехи скромны, а проблемы традиционны. Представители ГК «Медси», объявлявшие три года назад о строительстве консультационно-диагностического центра на Красной Пресне с объемом инвестиций 3 млрд рублей, обещали открыть его к середине 2015 года, но объект пока далек от сдачи в эксплуатацию. «Открытие центра планируется в конце года», – строит оптимистический прогноз операционный директор ОАО «Группа компаний «Медси» Алексей Курач. Основная же доля операторов этого рынка предпочитает пока арендовать площади. «В случае стационара с дорогостоящими услугами, возможно, есть смысл возводить здание в расчете на адекватную окупаемость инвестиций. Но если это поликлиника с гораздо меньшей стоимостью услуг, то строительство окажется накладным. И поскольку строительство, как правило, ведется на заемные средства, оператору придется ежемесячно платить – не за аренду, так проценты по кредиту», – говорит коммерческий директор сети клиник «Инпромед» Наталья Шулянская.
Строительство по модели ГЧП пока тоже буксует на месте. По данным VADEMECUM, в I квартале этого года из 22 заявленных девелоперских ГЧП-проектов заработали и привлекли инвестиции только 11, а каждый пятый был заморожен.
Пока рынок не вошел в фазу стагнации, VADEMECUM решил проанализировать крупнейшие проекты медицинского девелопмента, их основных инвесторов, заказчиков и подрядчиков.