В начале 2024 года итальянский поставщик комплексных решений для маркировки лекарств Antares Vision Group допустил ряд перебоев в поддержке своих российских клиентов, дав таким образом сигнал о своем скором уходе из России. Сбоящий бизнес итальянской компании, на долю которой приходится 20–25% маркировки на отечественном фармрынке, подхватила команда российского представительства «Антарес Вижн Рус». Новоиспеченный провайдер, выступающий теперь под брендом «Каллисто», привлекает существенные инвестиции под задачи импортозамещения линейки оборудования для маркировки и внедрения собственных IT-решений. Vademecum расспросил гендиректора новой российской компании «Каллисто Вижн» Павла Булгакова о причинах резкого маневра иностранного оператора и деталях грядущего бесшовного перехода клиентов Antares на обслуживание «Каллисто».
– Павел, рынок не первый год знает вас как главу российского представительства итальянской Antares Vision Group – «Антарес Вижн Рус». Какие изменения произошли в бизнесе компании?
– Мы с 2018 года занимались установкой и поддержкой технологического оборудования для маркировки лекарственных препаратов, а затем и биологически активных добавок в России и Республике Беларусь. За это время мы оснастили, по нашим оценкам, от 20% до 25% от всех производственных линий фармпроизводителей и завоевали мажоритарную долю рынка в сегменте БАД. До 2024 года головная компания находила возможность для поставки оборудования, сервиса и поддержки клиентов в России.
Однако в конце 2023 – начале 2024 года политика итальянского офиса совершила крутой поворот. Сменился генеральный директор глобальной компании, и Antares стал осуществлять действия, которые, кроме как недружественными, нами быть названы не могут. Уже сейчас это привело к существенному ограничению деятельности ряда наших клиентов, и мы стараемся купировать этот провал силами техподдержки российского представительства. На логичный в такой ситуации вопрос: «А что, собственно, происходит?» в Италии отвечать не удосуживаются. Из чатов поддержки иностранные специалисты самоудалились без каких-либо предупреждений.
Такая резкая смена политики без объяснения причин стала для нас, мягко говоря, неприятным сюрпризом, потребовала напряжения всех сил и работы российской команды в режиме непрекращающегося форс-мажора – без выходных и сна. Уже сейчас можно сказать, что пик кризиса миновал, мы справились, дальше работаем по четкому плану, вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация с итальянской стороны.
– То есть до начала нынешнего года бизнес, невзирая на санкции, работал и у российского представительства не было причин брать на себя обязательства Antares Vision Group?
– С начала СВО и раскрутки недружественными странами санкционной спирали итальянская компания исполняла все обязательства перед клиентами на российском рынке в ответственном и клиентоориентированном формате. Несмотря на усугубляющиеся санкционные обстоятельства, юридический департамент Antares Vision в Италии все эти два года находил креативные возможности для осуществления поставок на российский рынок профильного высокотехнологичного оборудования. Ситуация резко поменялась с приходом в головной офис нового менеджмента. Что стоит за резкой сменой политики Antares Vision на нашем рынке, нам неизвестно. Но мы, будучи в прошлом российским представительством итальянской компании, берем ее обязательства на себя и будем работать под новым брендом – «Каллисто».
– Antares Vision Group поставляла в Россию комплексные решения – как само оборудование для маркировки, так и программное обеспечение. Что команда «Каллисто» может предложить фармрынку?
– Мы сумели создать хороший задел технологической независимости от головной компании. Мы приступаем к разработке собственного программного обеспечения, которое будет полностью российским, и к началу осени 2024 года ожидаем, что будет включено в реестр отечественного ПО. В опытное производство запускается линейка машин «Каллисто» для маркировки лекарственных препаратов и БАД. Если оборудование, которое поставлял итальянский офис, а мы здесь дистрибутировали, было разработано еще 10 лет назад, то наша версия оборудования для маркировки под брендом «Каллисто» объединит в себе все самые современные технологии, которые cегодня существуют. Подобного не сможет предложить ни один производитель подобных решений в мире.
Павел Булгаков, гендиректор новой российской компании «Каллисто Вижн» на презентации отечественной технологии маркировки. Фото: «Каллисто Вижн»
– Какие именно инновации вы намерены внедрить в линейку оборудования «Каллисто»?
– Во-первых, рынок фармацевтики двигается в сторону все большей автоматизации – это позволяет экономить человеческий ресурс и время сотрудников. Разрабатываемая нами система для маркировки «Каллисто» будет показывать принципиально другие скорости, в отличие от решений итальянского мейджора, маркируя от 400 пачек в минуту в стандартной комплектации.
Второй аспект – принципиально другая система печати, позволяющая существенно снизить стоимость расходных материалов. Эта модель прежде не применялась в фармацевтике, но в других отраслях показала себя великолепно – за счет более экономичного формата, обеспечивающего непрерывную поставку чернил на печатающие головы, стоимость каждого отпечатка для фармкомпании будет кратно ниже.
– Какой объем инвестиций вложен вами в разработку софта и оборудования для маркировки? Когда эти продукты будут представлены на рынке?
– Сейчас, повторю, оборудование находится в опытном производстве, в августе 2024 года мы намерены презентовать его крупнейшим игрокам рынка. Мы планируем привлечь в проект сотни миллионов рублей и, дополнительно к этому, сейчас ведем переговоры о дофинансировании с Фондом развития промышленности.
– Насколько простым для ваших контрагентов будет переход с решений Antares Vision Group на продукты «Каллисто»?
– Переход будет бесшовным и максимально комфортным для клиентов. Мы принимаем на себя, в безусловном порядке, все действующие обязательства по всем завершенным и законтрактованным договорам. Они включают в себя поддержку инсталлированных систем, техническое обслуживание, сервис и поставку нового оборудования, включая выполнение всех смежных работ. Поддержка всего российского рынка и так целиком осуществлялась силами российского представительства, поэтому для наших клиентов изменения будут только в названии бренда, с которым они взаимодействуют.
– Кто из традиционных клиентов уже подтвердил готовность работать с решениями «Каллисто»?
– Мы провели переговоры с крупнейшими участниками рынка. Помимо фармацевтики, в портфель наших клиентов входит индустрия напитков, БАД, рынок парфюмерии. Общий объем продукции, производимой нашими клиентами, согласившимися на переход, превышает 7 млрд единиц продукции в год. Конкретных имен я называть не буду, все-таки рынок маркировки в России – это высококонкурентная среда. Помимо нашей страны, мы обсуждаем продолжение взаимодействия и с бывшими клиентами Antares в Республике Беларусь – там ситуация с ограничением поддержки со стороны Италии не лучше. Мы, безусловно, настроены на дальнейшее продолжение работы со всеми нашими действующими заказчиками и благодарны каждой компании за понимание ситуации и доверие возможностям нашей команды.
– «Каллисто» – полностью российская компания? Кто именно возьмет на себя обязательства по обеспечению функционирования критически важного для отрасли участка?
– Это те 70 наших сотрудников, которые работали на российском рынке и взаимодействовали с заказчиками по всему спектру вопросов от лица компании Antares. Вся бывшая команда «Антарес Вижн Рус», включая менеджмент, возьмет на себя обязательства продолжать взаимодействие с рынком в прежнем режиме под брендом «Каллисто». Новая компания будет полностью российской, без иностранного участия.
Мы воспринимаем свою ответственность очень серьезно, поэтому намерены держать планку по качеству не ниже, чем итальянцы. У нас партнерские отношения с оператором системы ЦРПТ, дружественное взаимодействие с регулятором – Министерством промышленности и торговли. Со всех сторон мы видим поддержку. Мы не первая российская компания, которая столкнулась с безответственным поведением зарубежного акционера. У регулятора есть полное доверие к нашей способности взять на себя все обязательства иностранной компании и не допустить негативного эффекта от действий итальянской стороны на деятельность российских фармпредприятий.
– Antares Vision ушла из России навсегда?
– Начиная с 2023 года шла речь о передаче бизнеса по схеме management buy out. Мы обсуждали с прежним руководством компании возможность частичного обратного выкупа после 2027 года, если позволит политическая ситуация. Осенью 2023 года мы провели продуктивные переговоры, однако после смены руководства в Antares мы не видим следования букве и духу договоренностей, которые были достигнуты ранее. А после целенаправленных действий по дестабилизации российского рынка в январе и феврале 2024 года я не представляю российскую фармкомпанию, которая отдаст судьбу своего производства в руки безответственного иностранного поставщика.
– Действия Antares Vision как-то отразились на ее репутации?
– Antares Vision – публичная компания, ее ценные бумаги торгуются на Итальянской фондовой бирже в Милане. Действия компании привлекли к существенной – более чем на 20% – просадке ее акций в конце 2023 года. Уход с российского рынка, особенно в том виде, в котором он осуществляется, не может быть воспринят индустрией позитивно, особенно учитывая то, что ущерб своими действиями компания наносит и международным фармкомпаниям, которые продолжают деятельность в России. Но все эти решения целиком остаются на совести руководства итальянской компании.
– Есть ли юридические риски для компаний, которые ранее работали с итальянской Antares Vision, а теперь перейдут на решения «Каллисто»?
– Скорее наоборот: риски есть в случае сохранения приверженности клиентов зарубежным решениям. С 1 сентября 2024 года возможность применения иностранного оборудования и программного обеспечения на объектах критической инфраструктуры, к которым относятся и фармацевтические предприятия, будет ограничена. Это значит, что российские производители с осени 2024 года не будут иметь права закупать иностранные программно-аппаратные комплексы, участвующие в цикле выпуска продукции, а маркировка – этап непосредственно производства. Отвечая на требования регулятора, компания «Каллисто» готова предоставить рынку широкую номенклатуру отечественных высокотехнологичных решений. Наш софт будет готов и внесен в реестр российского программного обеспечения, как мы ожидаем, как раз осенью 2024 года. Мы окажем всю необходимую поддержку по переходу на отечественные решения.
– Как может измениться рынок маркировки после ухода Antares Vision?
– С нашей точки зрения, рынок маркировочных решений в России с уходом итальянцев ожидает ренессанс. Мы поможем рынку выйти на новый уровень оснащения производственным оборудованием. Мы создаем свою инженерную экспертизу вокруг новых товарных групп, где требовались свои инновационные решения. Например, мы работаем на рынке маркировки безалкогольных и слабоалкогольных напитков, где уже разработали уникальное решение для маркировки алюминиевых банок. Оно позволяет до минимума сократить процент брака, а значит, максимально сэкономить средства клиента. Решение получило патент в России, и правами на него владеет российская компания. Мы готовы переносить свой опыт сверхтехнологичных решений и на другие сферы, которые являются для нас приоритетными, – от фармацевтики, БАД и антисептиков до медицинских изделий.
– Решения Antares Vision были одними из самых качественных, но одновременно и самых дорогих на рынке. Какую ценовую политику выстраивает «Каллисто»?
– Мы приложим все усилия, чтобы для наших клиентов решения «Каллисто» были как минимум не дороже решений итальянской компании. В то же время мы рассчитываем, что стоимость наших технических решений все же будет дешевле итальянских, при характеристиках, существенно отличающихся в лучшую сторону.