С 31 августа российские образовательные учреждения всех ступеней смогут приступить к тестированию учащихся на употребление наркотиков. Ориентиром для операторов мониторинга станет Порядок профилактической диагностики, формализованный в виде приказа Минобрнауки №658 от 16 июня 2014 года. Полномочия и ответственность за осуществление профилактических мероприятий федеральный центр делегировал регионам, многие из которых уже имеют подобный опыт. Правда, далеко не все региональные бюджеты готовы нести возникающую в этой связи дополнительную нагрузку при спорной, даже по оценке ФСКН, эффективности подобного наркологического скрининга.
Впервые о необходимости масштабного тестирования учащихся на пристрастие к наркотикам в апреле 2011 года заговорил Дмитрий Медведев. На заседании Госсовета действующий тогда Президент РФ привел данные «неофициальной статистики»: 70%, или 1,4 млн наркозависимых россиян – молодежь до 30 лет, а нижняя возрастная планка потребителей наркотических веществ «катастрофическая» – 11-12 лет. Исправить ситуацию, по мнению Медведева, мог бы федеральный закон, регламентирующий тестирование школьников и студентов на раннее употребление наркотиков.
В ноябре 2012 года Министерством образования и науки был разработан, согласован с правительством и отправлен в Госдуму проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». В пояснительной записке авторы документа ссылались на данные некого соцопроса: «В возрастной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших когда-либо наркотики, угрожающе высока – 25%». Там же был назван средний возраст, с которого молодые люди начинают употреблять наркотики, – 15-16 лет. Эти замеры убедили парламентариев принять ФЗ №120, вступивший в силу 5 декабря 2013 года и рамочно описавший процедуру обследования школьников и студентов. Прошло еще девять месяцев, пока на свет не появился приказ Минобрнауки №658, где определены детали наркологического скрининга.
Первым этапом раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных веществ, как записано в документе, является социально-психологическое тестирование учащихся, вторым – медосмотр. Диагностика добровольная: школьников младше 15 лет можно проверять при наличии «письменного информированного согласия» родителей, учащиеся старше 15-ти могут принять решение об участии в проверке самостоятельно.
В образовательном учреждении тестирование контролирует собранная из преподавателей комиссия. Заполненные обследуемыми анкеты направляются сначала в местный орган власти в сфере образования, где в течение 30 дней обрабатываются, а затем передаются в Минздрав или комитет по здравоохранению региона «для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ». Подробно дальнейшие действия чиновников в приказе не прописаны, однако ФЗ №120 предполагает, что попавшие по результатам социально-психологического теста в «группу риска» учащиеся отправляются в ближайшее учреждение здравоохранения на сдачу необходимых анализов. В случае выявления в организме следов наркотических средств учащийся, опять же на добровольной основе, может быть направлен на лечение в наркологический диспансер.
С 2006 года пилотные диагностические проверки в общеобразовательных учреждениях проводились более чем в 60 регионах страны. По данным ФСКН России, из 2,3 млн протестированных за этот период учащихся реально употребляющими наркотики оказались 20 тысяч человек, то есть уровень выявляемости составил примерно 0,9%.
В ходе экспериментов инициаторы – региональные власти – сами решали, сколько молодых людей следует протестировать и кто войдет в фокус-группу – только школьники или школьники и студенты. Результаты тестов оказались противоречивыми. В Башкортостане, например, доля выявленных потребителей наркотиков от общего числа протестированных учащихся составила 0,1%, а в Хабаровском крае этот показатель превысил 17,5%.
Сомнения по поводу репрезентативности такой выборки эксперты высказывали еще в ходе обсуждения проекта закона, однако и к действующему теперь регламенту «поголовного» скрининга у специалистов остаются вопросы. Тестирование реальной пользы не принесет ни учащемуся, ни его семье и будет восприниматься как принудительная мера, считает заместитель главного врача СПб ГУЗ «Городская наркологическая больница» Виктор Григорьев. «Начинать надо с семейного консультирования психологами. В процессе консультации могут выявиться факторы риска, и только после этого можно проводить лабораторные исследования на употребление психоактивных веществ», – считает практикующий нарколог.
Президент Российского общества специалистов доказательной медицины Василий Власов еще более скептичен в оценке вступившего в действие регламента. «Ни одна методика раннего выявления потребления наркотиков качественно не испытывалась. Мы не знаем, принесет ли эта инициатива пользу обществу в целом. Зато лабораторное тестирование может быть выгодно конкретным игрокам рынка, которые выиграют от реализации тестов и последующей реабилитации выявленных наркопотребителей, родители которых будут готовы заплатить любые деньги за лечение».
Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн, напротив, утверждает, что тестирование уже дает позитивные результаты: «В Москве максимальный уровень выявляемости – 10% – мы получили в 2010 году. В этом году доля выявленных случаев всего 3–5%. Соответственно, уровень потребления наркотиков в этой группе граждан снижается. Мы довольны».
Размышляя об эффективности диагностики, стоит принять во внимание право учащихся отказаться от тестирования. В 2011 году в Бурятии, где проводились экспериментальные проверки, операторы скрининга планировали, что обследование охватит 22 тысячи школьников и студентов ссузов в возрасте от 13 до 18 лет, но в назначенный день 8 тысяч человек отказались от участия в тестировании, причем почти половина из них просто прогуляли занятия. Четверть отказавшихся от проверки избежали теста «по уважительным причинам», столько же отказов инициировали родители учащихся.
И в новом учебном году организацией профилактики потребления наркотиков регионы продолжат заниматься самостоятельно и на собственные средства. Реализуя пилотные проекты, региональные власти могли обойтись «облегченной» – по аудитории и методикам – версией тестирования и, соответственно, регулировать объем затрат. В Свердловской области, например, тестирование 2011 года охватило 96 тысяч учащихся и потребовало 60 млн рублей, а в Краснодарском крае смогли обследовать 200 тысяч человек и потратить всего 32,1 млн рублей.
В приказе Минобрнауки №658 не заявлены параметры, по которым можно сколько-нибудь точно оценить объем затрат на предстоящую скрининговую кампанию. Примерные прикидки стоимости вопроса выглядят так: по информации Росстата, на 1 января 2014 года в России насчитывалось 13,8 млн школьников, из которых целевую аудиторию тестирования представляют примерно 7 млн учащихся 6–11 классов. Также потенциальными участниками скрининга могут быть 1,98 млн студентов колледжей и техникумов и 5,7 млн студентов вузов. Минимальная стоимость экспресс-теста, выявляющего следы наркотиков в моче, составляет порядка 50 рублей. Исходя только из этих данных (без учета расходов на доплаты задействованным в процессе преподавателям и врачам), медицинское обследование учащихся обойдется в 734 млн рублей. Если принять во внимание данные Минздрава о том, что в группу риска попадают примерно четверть прошедших социально-психологическое тестирование, то медицинскому скринингу подлежат 3,67 млн человек, а минимальный объем затрат составит 183,5 млн рублей. Этот сценарий возможен, если регионы смогут выбрать самые дешевые тест-системы. До нынешнего учебного года фактически так и было. «Попавшие в группу риска учащиеся сдают анализ мочи, который проводится с помощью различных тестов, – поясняет Евгений Брюн. – В зависимости от финансовых возможностей регионы используют тесты, определяющие следы одного, двух или трех веществ».
Точные параметры и рекомендованную стоимость необходимых для обследования тестов в Минздраве, принимавшем участие в разработке регламента, сообщить не смогли. В пояснительной записке к ФЗ №120 оговаривается: согласно письму Минздрава от 19 июня 2012 года №15-2/10/2-197, для профилактического скрининга «могут использоваться <…> иммунохимические тесты (иммунохроматографические, иммуноферментные), позволяющие определить метаболиты основных групп наркотических средств в сыворотке крови, моче, слюне, волосах». В качестве примера авторы закона приводят комплексную методику тестирования «Дианарк АТ», которая «позволяет определить минимальное содержание антител к психоактивным веществам (ПАВ), начиная с концентрации 1,7 мг/ мл» и в случае «давности последнего употребления не более двух месяцев».
Владельцем патента на методику является одноименное ООО «Дианарк». В компании подсчитали, что для обследования 3,6 млн российских старшеклассников на три группы наркотических веществ с помощью набора реагентов «Дианарк АТ» потребуется 3,48 млрд рублей. По словам директора компании «Дианарк» Марины Мягковой, экспресс-тесты могут определить, есть ли в данный момент наркотическое опьянение у тестируемого: «Поэтому они хороши, например, для обследования водителей. В отношении школьников стоит другая задача – надо определить, были ли у него вообще факты приема наркотиков. Маловероятно, что он придет сдавать анализ в состоянии наркотического опьянения».
Пожелавший сохранить анонимность руководитель другой российской компании – производителя тест-систем вообще не видит целесообразности в проведении скрининга. «Необходимы систематическая работа, постоянный контроль со стороны образовательных учреждений, семьи, а не разовые «акции». Закон о тестировании не просто несостоятелен, он абсолютно не нужен», – утверждает собеседник VM, подчеркивающий, что в таких условиях рынок тест-систем не развивается, а превращается «в поле борьбы за бюджетные деньги».
Против тестирования, как ни удивительно, выступает и ФСКН России. Глава службы Виктор Иванов, сначала поддержавший идею скрининга, предлагал проводить тестирование в рамках ежегодной диспансеризации учащихся. Но накануне вступления в силу ФЗ №120 2 декабря 2013 года на круглом столе в Госдуме неожиданно для многих участников дискуссии назвал тестирование «видом отвлекающей и малополезной профилактики»: «Сплошное тестирование является не только колоссальной тратой денег, но и идеальным способом уйти от реальной деятельности в область производства фиктивно-демонстративного продукта, проще – показухи или примитивной имитации и симуляции реальной деятельности!»
На просьбу VM обосновать эту позицию детальнее в ФСКН на момент сдачи номера в печать не ответили.