Национальная программа предлагает сфокусироваться в первую очередь на снижении показателей смертности и запущенности при злокачественных новообразованиях у трудоспособного населения по шести локализациям: молочная железа, шейка матки, предстательная железа, ободочная и прямая кишка, кожа, рот и глотка. На эти локализации приходится 54% всех выявляемых случаев злокачественных новообразований.
В проекте программы выделено шесть основных направлений работы: раннее выявление, модернизация материально-технической базы, лекарственное обеспечение, кадровое обеспечение, информатизация и нормативная база. По каждому из этих пунктов разрабатываются свои мероприятия, индикаторы и финансирование.
Для примера: раздел «лекарственное обеспечение» предусматривает создание реестра фармацевтических препаратов, проведение оценки потребности в препаратах и обеспечение противоопухолевыми препаратами (адъювантная и 1-я линия химиотерапии). В частности, в качестве индикатора для последнего мероприятия предлагается «обеспеченность препаратами пациентов, подлежащих/получивших противоопухолевую терапию (адъювантная и 1-я линия химиотерапии), – не менее 90%».
В разделе «модернизация материально-технической базы» помимо покупки и ремонта оборудования, строительства и капремонта также обозначены и более конкретные предложения. Например, обеспечение межрайонных центров оборудованием с учетом табеля оснащения. В обязательном списке оборудования – маммограф с биопсийной приставкой, мобильный маммограф, УЗ-аппарат (датчики – линейный, конвексный, ректальный), приставка для биопсии простаты, видеоколоноскоп с биопсийными щипцами (одна стойка, два колоноскопа), микроскоп для цитологических исследований, дерматоскоп. Второй индикатор – появление линейных ускорителей из расчета один аппарат на 300 тысяч населения. Программа также предусматривает обеспечение/создание лабораторий молекулярно-генетической диагностики опухолей.
Национальная стратегия призвана повысить ответственность региональных органов исполнительной власти за достижение целевых показателей раннего выявления злокачественных новообразований; обеспечить выполнение стандартов и порядков оказания медпомощи по шести нозологиям в региональных диспансерах и обеспечить единый информационный стандарт по сбору и анализу данных о работе онкослужбы по всей стране.
Как следует из проекта программы, ее финансирование предусмотрено из федерального и региональных бюджетов, однако конкретные суммы пока не определены.
«К сожалению, в нашей стране нет консолидированной и единой позиции по оказанию онкологической помощи больным, которая позволяла бы решить глобальную проблему – запущенность онкологических больных, – отметил главный внештатный онколог Минздрава и директор РОНЦ им. Блохина Михаил Давыдов, выступая на заседании профильной комиссии 30 марта. – Самый главный и единственный показатель эффективности работы онкологической службы в каждом регионе – это снижение смертности онкологических больных на первом году выявления заболевания». По его словам, национальная стратегия призвана «создать противораковую службу, способную анализировать статистику, контролировать регистр и работу учреждений, проводить анализ, совершенствовать образовательные стандарты для подготовки кадров, модернизировать материально-техническое обеспечение».
Доработанную Национальную стратегию по борьбе с онкологическими заболеваниями специалисты обсудят в июне на IX Всероссийском съезде онкологов России.