16 Июня 2024

Утиль неисповедим
Василий Когаловский Мединдустрия
5 октября 2015, 15:18
4777

Как власти Санкт-Петербурга собираются решить проблему переработки медицинских отходов.

На заседании выездной комиссии по экологии Санкт‑Петербургского заксобрания 21 сентября депутаты решили предложить городским властям централизовать вывоз медицинского мусора в регионе. По их замыслу, медотходы должны собираться на специально отведенных участках в городе, а их уничтожение – осуществлять выбранные правительством операторы. Петербургские экологи уже не в первый раз выступают за уничтожение медицинских отходов централизованным способом. Но на этот раз им удалось заручиться поддержкой крупной профильной мусороперерабатывающей компании, которой может управлять зять вице‑губернатора Ольги Казанской. Правда, в окружении чиновницы не считают, что обстоятельства могут повлиять на ее позицию: Казанская – последовательный сторонник аппаратного уничтожения медицинских отходов на территории медучреждений.

Родственные соотношения

Решение «проработать вопрос развития сети централизованных участков переработки медицинских отходов класса «Б» в различных районах города» стало основным итогом выездного заседания комиссии. В ближайшее время депутаты предложат правительству Санкт-Петербурга отказаться от практики уничтожения мусора в самих медучреждениях, а выделить для этого определенные территории и одного или нескольких подрядчиков.

Примечательно, что заседание проходило на базе производственной площадки профильного предприятия ООО «ИСТ Сервис», совладельцем которого участники рынка называют Германа Прейса, зятя вице-губернатора Санкт-Петербурга Ольги Казанской. По данным «СПАРК-Интерфакс», совладельцем этой компании действительно является человек с таким именем. Советник вице-губернатора Ирина Шарипова подтвердила, что зятя чиновницы действительно зовут Германо Прейс, однако попросила не увязывать эти факты. «Ольга Александровна всегда имела и имеет самое общее представление о сфере его (зятя) деловых и профессиональных интересов», – утверждает Ирина Шарипова. Сам Герман Прейс был недоступен для комментариев.

Депутаты также уверяют, что факт проведения заседания на базе именно этой площадки не связан с родственными узами учредителей ООО «ИСТ Сервис» и вовсе не означает, что они видят в качестве единого утилизатора медотходов в Санкт-Петербурге именно эту компанию. «Это просто пример решения задачи: компания пытается сделать хоть что-то в этом направлении, ее доля очень мала в сравнении с объемом медицинских отходов, которые утилизируются и вывозятся в городе. То, чем занимаются в компании, – маленький сегмент проблемы, – говорит депутат комиссии по экологии Игорь Коровин. – Та же Ольга Казанская выделяет деньги на закупку установок по утилизации непосредственно для медицинских учреждений, то есть не сдерживает конкуренцию». Участники рынка утилизации медотходов тоже считают, что пока рано говорить о том, что ООО «ИСТ Сервис» претендует на то, чтобы стать основным утилизатором медицинского мусора в городе. Вероятнее всего, депутаты пока просто ищут новый способ донести до вице-губернатора свой давний и пока не очень успешный проект.

Выброс из головы

За последние пять лет в Санкт-Петербурге предпринималось несколько попыток централизовать систему утилизации медицинского мусора. Впервые депутаты заговорили об этом в 2009 году, предложив тогдашнему губернатору Валентине Матвиенко определить единый орган, который бы отвечал за медотходы. Ответственность за это направление делили три структуры: Комитет по здравоохранению, Комитет по благоустройству и Комитет по экологии города. Эта единая структура, по замыслу сторонников централизации, должна была обеспечить всю цепочку сбора и переработки отходов на немногих избранных, или специально созданных, предприятиях. Однако это предложение правительством принято не было.

Кроме того, депутаты еще тогда предлагали централизовать вывоз мусора на определенных предприятиях в городе. В 2010 году был начат пилотный проект «централизованной системы обеззараживания медицинских отходов класса «Б» для 11 лечебных учреждений, расположенных в одном из районов города. Отходы транспортировались на два предприятия – ООО «Городское кладбище домашних животных» и ООО «ТехноЭко», пока деятельность последнего из них не была прекращена из-за несоответствия экологическим нормам – отсутствия системы газоочистки. В 2014 году проект был остановлен. «Кончились деньги», – объясняет сейчас руководитель комиссии по экологии ЗакСа Виктор Ложечко, добавляя, что «выводов из этого проекта исполнительные органы так и не сделали».

Предложенный губернатору проект постановления городского правительства «О создании централизованной системы сбора, транспортировки и обезвреживания медицинских отходов класса «Б» на территории Санкт-Петербурга» был отвергнут правительственными юристами. Они пришли к выводу, что все полномочия по обращению с отходами законодательством возложены на юридические лица, а не на город.

Идея централизации совсем заглохла после того, как в том году питерский Горздрав предложил альтернативный план – разместить участки по обеззараживанию медицинских отходов в самих медучреждениях. Он в итоге и был принят к действию. В 2015-м на оснащение оборудованием по переработке отходов 16 крупных лечебных учреждений в рамках программы выделено 67 млн рублей, в 2016-м на 20 участков отпустят еще 47 млн. После этого программа комитета закончится, нужно будет решать, как будет дальше работать система утилизации медицинского мусора. В том числе предстоит определиться, что делать с небольшими учреждениями, в которых размещать автоклавы бессмысленно. Что же, выходит, самое время напомнить о старой инициативе экологов, решили депутаты ЗакСа.

С одной стороны, идея централизации обеззараживания медицинских отходов, даже той же компанией «ИСТ Сервис», выглядит здравой. Достоинствами предприятия, например, являются партнерство с ОАО «Автопарк №1 Спецтранс», которое называют одним из самых крупных в России поставщиков услуг по вывозу ТБО, а также метод уничтожения отходов. «Наша новизна в том, что мы полностью реализовали технологический регламент работы с отходами – от сбора отходов до их размещения на полигоне. Это полная альтернатива участкам, которые устанавливаются в медицинских учреждениях. Мы освобождаем больницы от обслуживания участка, от необходимости иметь персонал за счет централизованного обслуживания», – рекламирует свою компанию коммерческий директор «ИСТ-Сервис» Иван Куликов, утверждающий, что пока это единственный пример такого рода в городе.

По данным профессора кафедры организации здравоохранения медфака СПбГУ Ольги Мироненко, в 2012-2013 годах термическому обеззараживанию в больницах и поликлиниках подверглась 571 тонна медицинских отходов в год (462 тонны класса «Б» и 109 тонн класса «В»), в двух центрах по сжиганию – 369 тонн в год, тогда как химической дезинфекции – методу, который более не признается приемлемым с учетом требований классификатора, – 5 204 тонны. Это означает, что метод компании действительно получает преимущество на рынке.

Убористый почерк

С другой стороны, на практике это может привести только к увеличению затрат. Например, минимальная цена приема медотходов, предлагаемая «ИСТ Сервис», составляет здесь 100 рублей за килограмм. Начальник управления развития учреждений здравоохранения Комитета по здравоохранению Петербурга Игорь Гончар говорит, что это экономически необоснованно: «На участках наших учреждений переработка отходов стоит гораздо меньше 100 рублей за килограмм. По большому счету, затраты на утилизацию – это фонд оплаты труда на штат из двух человек в рамках участка. Экономия заключается только в работе оборудования и оператора, который его обслуживает. Расчеты можно выполнить на пальцах: если ежедневный объем отходов в учреждении составляет 100 килограмм, умножьте их на 100 рублей и на 30 дней и получите те затраты, на которые должен пойти главный врач, чтобы работала, попросту говоря, пароварка. Когда мы принимали решение, изучили опыт правительства города Москвы, которое пошло именно таким путем: все учреждения были разбиты на три группы в зависимости от экономической обоснованности создания участков. Централизации в масштабе города в Москве нет, каждое учреждение оснащено установками. Потому что и мы, и они в своих экономических выкладках пришли к выводу, что при больших объемах образования отходов необходимо наличие своей установки». При определенной трактовке нормативных актов объем отходов может оказаться значительно больше, чем сегодня, поскольку любые отходы лечебных учреждений, даже канцелярская бумага, могут трактоваться как медицинские, то есть требующие термической переработки. «Если экономически предложение компании будет обоснованно, учреждения могут приостановить работу своих участков, законсервировать оборудование и воспользоваться этими услугами», – дипломатично добавляет Игорь Гончар.

Кроме того, у наблюдателей вызывает сомнения и сама идея централизации. Появление единых компаний-подрядчиков будет означать, что закупленное в медучреждения оборудование будет простаивать. А сейчас, по данным городского Роспотребнадзора, в 123 учреждениях действует 176 установок для обеззараживания отходов классов «Б» и «В» (в 2013 году их было 116 на базе 89 организаций). Сложна и ситуация с множеством мелких медорганизаций, в которых образуется не более 2 к г отходов в день. «Учреждения будут вынуждены закупать холодильные установки, чтобы хранить отходы до момента вывоза. А это очередные затраты», – утверждает сотрудница петербургского МИАЦ Светлана Светличная.

Наконец, даже если все медицинские учреждения регионального подчинения будут связаны той или иной цепочкой переработки, «за бортом» останутся федеральные клиники и частные медорганизации, в которых, по утверждению представителей Комитета по здравоохранению, образуется наибольший объем отходов.

В то же время развитая конкуренция в городе во многом представляет собой соперничество перевозчиков, рынок транспортировки, но не переработки отходов. По данным Роспотребнадзора, централизованным обезвреживанием медицинских отходов в Петербурге методом сжигания заняты всего четыре предприятия, а сколько обладают автоклавами, сообщить не смогли, но таких немного. Поэтому каждый новый игрок на этом поле способен переломить тенденцию в свою пользу, а значит, у «ИСТ Сервис» есть все шансы занять существенную долю на этом рынке. Главным препятствием пока остается личная позиция вице-губернатора Казанской. «Что касается вопроса обращения с медицинскими отходами, то все годы работы в должности вице-губернатора Санкт-Петербурга Ольга Александровна занимала, занимает и последовательно проводит в жизнь позицию аппаратного уничтожения медицинских отходов по месту их возникновения, то есть в самих медицинских учреждениях. Эта позиция была неоднократно озвучена ею и представителями Комитета по здравоохранению на самых разных уровнях, что скорее свидетельствует о конфликте интересов сторонников данной позиции и представителей компаний, занимающихся вывозом и утилизацией медицинских отходов», – заявила Vademecum помощница вице-губернатора Ирина Шарипова. 


медотходы, санкт-петербург
Источник: Vademecum №35, 2015

Утопительные хлопоты. Как высокотехнологичная медпомощь погружается в бюджет ОМС

Александр Филиппов возглавит торговый сегмент группы «Протек»

Передаточное число: как снизить холостые обороты ОМС

«С уходом итальянцев рынок маркировки в России ожидает ренессанс»

Платформа и содержание: как минимизировать риски профвыгорания медиков

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года