Максимальный уровень недофинансирования, исходя из нормативной потребности субъекта в бюджетных ассигнованиях на год, – в Республике Ингушетии (1,1 млрд рублей) и Карачаево-Черкесской Республике (959,4 млн рублей). В денежном выражении максимальный дефицит отмечен в Республике Дагестан – это 5,2 млрд рублей.
Показатель высчитывается как разность между нормативным объемом регионального бюджета, который планируется потратить на медицину, и его реальным значением. В указанные средства входят и те, которые субъект отправляет в ТФОМС на дофинансирование терпрограммы ОМС. Сама потребность высчитывается как произведение среднего регионального подушевого норматива финансирования федеральной программы госгарантий на величину коэффициента дифференциации и численности населения.
В Минздраве уверены, что сокращение дефицита в том числе результат работы ведомства с регионами по устранению замечаний к их программам.
Для сравнения: в 2017 году дефицит терпрограмм по линии региональных бюджетов составлял 153,5 млрд рублей. Экс-глава Минздрава РФ Вероника Скворцова называла эту ситуацию «самой большой финансовой бедой». По ее сведениям, на тот момент нехватки средств ОМС не отмечалось: «ОМС финансируется полным рублем и увеличивается каждый год».
На начало 2021 года, по данным Счетной палаты России, ситуация изменилась – тогда сообщалось о дефиците терпрограмм ОМС в 51,3 млрд рублей в 56 регионах. На положение дел во многом повлиял резкий рост затрат на оказание медпомощи больным COVID-19.
Некоторые субъекты в начале 2023 года сообщили о финансовых трудностях с финансированием терпрограмм ОМС. Так, о росте просроченной кредиторской задолженности клиник по линии ОМС сообщили в Ярославской области. У 14 медорганизаций региона по итогам 2022 года неисполненные финансовые обязательства выросли почти до 600 млн рублей, тогда как у шести из них на 1 января 2022 года такого долга не было вовсе.
Региональные министерства и ТФОМС не первый год пытаются привлечь внимание федеральных чиновников к финансовым проблемам больниц. Иногда их усилия дают результат – в регионы уходит многомиллиардный транш из резервного фонда. Чаще же Минздрав и ФФОМС призывают регионы, наоборот, еще активнее участвовать в бюджетировании клиник из собственных средств.