17 Мая 2024 Пятница

Как медицинский проект Виктора Вексельберга начал менять рынок стентов
Ольга Гончарова, Тимофей Добровольский, Вадим Новиков, Анастасия Напалкова Мединдустрия
6 февраля 2017, 11:10
Фото: mediasat.info
19420

С опозданием на три года производитель коронарных стентов «Стентекс», принадлежащий группе «Ренова» Виктора Вексельберга и глобальной корпорации Medtronic, вышел на отечественный рынок со своей продукцией. С начала года компания заключила уже четыре крупных государственных контракта. Быстрому продвижению продукции «Стентекса» способствует тот факт, что компания к моменту выдачи регистрационных удостоверений уже получила от российского правительства щедрый аванс – статус единственного поставщика целой группы медизделий, применяемых при стентировании. Экспансия «Стентекса» спровоцировала скандал. Видные кардиохирурги перспективе стремительного передела рынка стентов объемом более чем 6 млрд рублей не рады, отмечая, что лонча толком не было: компания еще два года назад инициировала переговоры, но так и не предоставила им продукцию для теста. Конкуренты говорят, что «Стентекс» продает не то, что разрабатывал когда‑то сам, а переупакованную продукцию Medtronic. Участники рынка продолжают спорить о том, какие привилегии «Стентексу» дает статус единственного поставщика, а еще два отечественных производителя стентов тоже добиваются права зваться «единственными».

КОРОНАРНЫЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Регудостоверения на свои медизделия «Стентекс» получил в ноябре 2016 года, а в последующие два месяца взял первые четыре тендера по закупке клиниками стентов и катетеров на общую сумму 55,1 млн рублей. Старт с учетом обстоятельств вполне бодрый. Всего же в декабре-январе в России было проведено около 100 торгов по соответствующей номенклатуре на общую сумму более 1 млрд рублей.

По данным Zakupki360.ru, приобретение катетеров и стентов у этого предприятия анонсировали Ленинградская областная клиническая больница, ГБУЗ «Республиканский кардиологический центр» в Уфе, Томский НИМЦ и ГБУЗ «Йошкар-Олинская городская больница». Представители ни одного из этих учреждений не ответили на вопрос Vademecum, почему они выбрали именно продукцию «Стентекса». «Мы не разглашаем взаимоотношения с нашими поставщиками», – говорит сотрудник отдела закупок Ленинградской областной клинической больницы. Другие заказчики предпочли провести традиционную конкурсную процедуру.

Несмотря на то что «Стентекс» только в 2017 году вывел продукцию на рынок, имя компании на слуху давно. Виктор Вексельберг представил проект «Стентекс» в 2012 году – на встрече с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. Владелец «Реновы», планировавший запустить производство отечественных стентов в подмосковном Домодедово, обещал главе государства всячески содействовать избавлению России от импортозависимости.

Идея выглядела не только патриотично, но и перспективно: рыночный потенциал ниши, на которую нацелился «Стентекс», огромен. Например, по данным справочника «Сердечно-сосудистая хирургия» Бакулевского центра, в 2012 году болезни системы кровообращения были причиной 55,4% смертей в России, а ишемическая болезнь сердца, для лечения которой как раз применяется стентирование, занимала 29,5% от общего числа летальных исходов по всей стране. Уже тогда рынок оценивался не менее чем в 5–5,5 млрд рублей, а крупнейшими его игроками были зарубежные гранды – Medtronic, Abbott, Boston Scientific. Впрочем, и отечественные производители стентов – новосибирский «Ангиолайн» и пензенский «НаноМед» – от дискриминации страдали несильно. Изделия всех этих поставщиков обеспечивали проведение более 70 тысяч операций стентирования в год, что, по оценкам хирургов, как минимум втрое меньше потребности населения в таких вмешательствах.

_DSC3331.jpg

Фото: Оксана Добровольская

Проекту Вексельберга была обещана всесторонняя поддержка, в том числе финансирование запуска производства Внешэкономбанком в размере 4,5 млрд рублей. Общий объем инвестиций в проект оценивался в 5,5 млрд рублей, и предполагалось, что такие вложения позволят предприятию начать работу к 2014 году. Но в срок инвестор не уложился. Как рассказывал в 2013 году в интервью Vademecum управляющий директор и акционер группы компаний «Ренова» Владимир Кремер, причина отсрочки была в том, что после исследования потребностей российского рынка были увеличены как масштаб самого проекта, так и объем планируемых инвестиций.

Кардиохирурги говорят, что о продукции «Стентекса» услышали в 2014-м, правда, так и не увидели. «Примерно три года назад ко мне приходили представители «Стентекса», предлагали сотрудничать. Я встретил их довольно приветливо, они позиционировали свои стенты как отечественные, и я подумал: «Почему бы нет?» – вспоминает директор НПЦ интервенционной кардиоангиологии Давид Иоселиани. – Но у меня есть правило – вначале я пробую продукцию и только потом соглашаюсь работать с поставщиком. Когда я это озвучил, представители «Стентекса» замялись и ушли, продукцию на апробацию мне никто не дал. После я узнал от коллег, что производство в то время так и не было запущено».

Срыв дедлайнов и скепсис хирургов не помешали «Стентексу» получить в 2015 году, по распоряжению Правительства России №855-р, статус единственного поставщика для целой группы медизделий, применяемых при стентировании, в том числе непокрытых металлических стентов для коронарных артерий и стентов с нерассасывающимся полимерным покрытием (самой распространенной группы товаров, занимающей, по оценкам дистрибьюторов, около 80% профильного рынка). Не распространяются полномочия единственного поставщика только на сегмент инновационных стентов с рассасывающимся лекарственным покрытием, препятствующим возникновению тромбоза после операции.

Статья 24 «Способы определения поставщиков» ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает для заказчиков альтернативу – право заключить договор с единственным поставщиком или выбрать контрагента конкурентным способом, то есть через торги. Но в распоряжении правительства №855-р порядок заключения договора с единственным поставщиком разъяснен не был. Поэтому хирурги, опрошенные Vademecum, говорят, что восприняли тогда наделение «Стентекса» преференциями именно как обязанность заключать договор только с этой компанией. «Представители топ-менеджмента «Стентекса» вели себя очень активно, рассылали письма с рекомендациями начинать работать с ними. Я спросил тогда у руководителя нашего центра: «Что же теперь мы должны делать?» А он мне ответил: «Думаю, ничего особенного. Пока «Стентекс» запустит производство, пройдет еще лет пять, не меньше», – рассказывает кардиохирург одного из профильных федеральных центров.

ПОБЫТЬ  В ОДИНОЧЕСТВЕ

«Стентекс» недооценили. Получив благословение правительства, компания перестала буксовать. В июне 2016 года «Ренова» заключила партнерство с корпорацией Medtronic, одним из мировых лидеров в производстве медизделий для кардиохирургических вмешательств, по которому мейджор получил 51% ООО «Стентекс». Смысл партнерства, как заявили тогда совладельцы «Стентекса», заключался в создании в России научно-производственного комплекса по выпуску коронарных стентов и катетеров общей площадью более 11 тысяч кв. м. Инвестиции в проект оценивались в 9 млрд рублей. Как говорилось в совместном сообщении компаний, локализация производства предусматривала поэтапный трансфер в Россию всех ключевых технологий изготовления стентов и балонных катетеров, включая стенты с лекарственным покрытием. Лаборатории и производственные площадки планировалось разместить в здании исследовательского центра «Ренова Лаб» на территории инновационного центра «Сколково».

Конкуренты встрепенулись. По словам руководителя крупной дистрибьюторской компании, все вдруг поняли, что с новым партнером «Стентекс» быстро и счастливо проскочит мучительный этап вывода на рынок своих разработок, начнет поставлять продукцию Medtronic и, вооружась статусом единственного поставщика, подкосит или даже выкосит конкурентов.

А сами конкуренты тут же захотели разбавить одиночество «Стентекса». «Все прошлое лето мы провели в консультациях с профильными министерствами. Во-первых, было разъяснено, что покупка продукции у единственного поставщика является именно правом, а не обязанностью. А во-вторых, Минэкономразвития, Минздраву и Минпромторгу было дано поручение – принять меры по обеспечению конкурентного доступа на рынок продукции российских компаний «НаноМед» и «Ангиолайн», – рассказывает член совета директоров компании «Ангиолайн» Наталья Лебедева. Ее заявление поддерживает и совладелец «НаноМед» Сергей Евдокимов.

Замначальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская подтверждает: «Осуществление закупки у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Следовательно, заказчик может осуществлять закупку конкурентным способом». Такого же мнения придерживается пресс-секретарь Минэкономразвития и помощник министра Елена Лашкина: «Заказчик при планировании закупок должен прежде всего руководствоваться принципом эффективности расходования бюджетных средств».

операция.jpg

Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

В выписке из протокола наблюдательного совета АСИ, прошедшего 21 июля 2016 года под председательством Владимира Путина (имеется в распоряжении Vademecum) содержатся рекомендации принять соответствующие меры, адресованные Минэкономразвития, Минздраву, Минпромторгу и ФАС. В Минэкономразвития в ответ предложили внести изменения в распоряжение правительства №855-р, то есть увеличить число указанных в документе единственных поставщиков до трех, добавив в компанию к «Стентексу» собственно «Ангиолайн» и «НаноМед». А чтобы одиночество перечисленных игроков на рынке было триединым и полным, чиновники Минэка предложили распространить знаменитое правило «Третий лишний» (постановление правительства №102) на госзакупки коронарных стентов и катетеров, а значит, максимально ослабить позиции поставщиков импорта. Предложение Минэкономразвития сейчас находится на рассмотрении в Минздраве. Правда, знакомый с обстоятельствами принятия подобных правительственных решений собеседник Vademecum не верит, что делу быстро дадут ход: «Инициатива есть, но, скорее всего, это долгий путь, и пока нет уверенности, что такие изменения в нормативные документы будут внесены именно в этом году».

Пока «Стентекс» остается для системы госзаказа одним-единственным, менеджеры компании всячески эксплуатируют этот статус. После объявления тендера многие закупщики теперь практически сразу получают письмо от «Стентекса» с предложением изменить тендерную документацию и заключить договор именно с этой компанией, рассказали Vademecum в нескольких клиниках. Например, в письме главному врачу Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Пензе Владлену Базылеву (есть в распоряжении Vademecum) от 5 января 2017 года коммерческий директор ООО «Стентекс» Дмитрий Долгов пишет: «Просим вас рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в аукционную документацию, исключив из нее коронарные стенты и катетеры и обеспечив закупку всего объема коронарных стентов и катетеров, необходимых для оказания медицинской помощи больным острым коронарным синдромом у единственного поставщика». В своем обращении Долгов просит центр предоставить информацию о принятом решении до 10 января 2017 года, а дополнительно уведомляет, что в январе компания должна предоставить Минздраву отчет о количестве законтрактованных изделий и что предоставленная информация будет доведена до Правительства России, а при необходимости – до ФАС. В пензенском ФЦССХ комментировать письмо отказались, но риска привлечь внимание федеральных регуляторов к своей закупочной активности, похоже, не испугались. На сайте zakupki.gov.ru нет никаких сведений об изменении ФЦССХ своей аукционной документации в период с 10 января по 2 февраля 2017 года.

Выстраивать позиционирование на рынке компании помогает и сам Виктор Вексельберг. Например, в октябре 2016 года в интервью телеканалу «Россия 24» предприниматель представил собственное видение рынка медизделий для стентирования: в России «полукустарным методом производится чуть больше тысячи коронарных стентов, все остальное – импорт». В «Ангиолайне» посчитали, что слова Вексельберга бросают тень на их деловую репутацию и, не дождавшись извинений, подали в январе иск к владельцу «Реновы». Представители ГК «Ренова» и «Стентекса» не ответили на запросы Vademecum о претензиях их конкурентов.

СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДАМИ

Основную претензию к «Стентексу» конкуренты формулируют так: предприятие, получив статус единственного поставщика, продает не локальную продукцию, а переупакованные медизделия Medtronic. В самой компании этот пассаж никак не комментируют и лишь отмечают, что предприятие может удовлетворить потребности федеральных и региональных учреждений здравоохранения в коронарных стентах и катетерах для оказания помощи больным с острым коронарным синдромом уже с января текущего года. «При выходе на проектную мощность предприятие способно обеспечить высококачественной отечественной продукцией не менее 150–160 тысяч пациентов с острым коронарным синдромом ежегодно», – говорится в сообщении компании.

Менеджер по продажам «Стентекса» сообщил корреспонденту Vademecum, представившемуся сотрудником клиники, планирующей купить продукцию предприятия, что компания сейчас продает стенты и катетеры от Medtronic. «Это один в один Medtronic. Абсолютно ничем продукция сейчас не отличается, кроме позиционирования на рынке, – уверял менеджер «Стентекса». – Наши технологи и инженеры прошли обучение на производстве Medtronic, чтобы потом уже иметь возможность выполнять все это в России. Первый этап организации производства здесь начнется уже в сентябре». В регистрационных удостоверениях «Стентекса», размещенных на сайте компании, в качестве производителя медизделий указаны структуры Medtronic в США, Мексике и Ирландии. Цена одного стента с лекарственным покрытием сейчас составляет более 61 тысячи рублей, без покрытия – около 22 тысяч рублей, что, по оценкам участников рынка, укладывается в диапазон средних показателей стоимости аналогичной номенклатуры сегмента.

В представительстве Medtronic не комментируют, продолжат ли они продавать продукцию своей компании отдельно от «Стентекса». На сайте zakupki.gov.ru в период с 1 декабря 2016 по 30 января 2017 года Vademecum не обнаружил ни одной закупки стентов от Medtronic. Еще два признанных лидера рынка коронарных стентов – Abbott Vascular и Boston Scientific Group, на которых вместе с Medtronic, по данным Headway Company, в 2015 году приходилось 65% рынка или 4,1 млрд рублей, тоже с публичной позицией не определились.

Кардиохирурги изменение отраслевой среды воспринимают скорее негативно. Заместитель директора РКНПК им. А.Л. Мясникова Ренат Акчурин говорит, что в принципе не одобряет идею административной поддержки – ни одной, ни трех – компаний: «А как же конкуренция? Сейчас на российском рынке есть много достойных производителей коронарных стентов, в том числе отечественных. Медучреждения должны иметь возможность выбора наиболее качественного продукта. А чтобы завоевать рынок, достаточно отдать образцы продукции на экспертизу профессионалам, они убедятся в качестве, и тогда не придется прибегать к административному ресурсу».


стенты, стентекс, medtronic, вексельберг, кардиохирургия, ренова, коронарные стенты, ишемическая болезнь, медведев, наномед, иоселиани, инвестиции, минпромторг, фас, сердечно-сосудистые заболевания, минздрав, фцссх, закупки, акчурин
Источник: Vademecum №2, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС