03 Декабря 2022 Суббота

Из правил лицензирования клиник исключено требование о профильном высшем образовании руководителя
Мария Никишина
Мединдустрия
3 июня 2021, 14:47

Фото: pixabay.com
10540

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал правительственное постановление о лицензировании медицинской деятельности, которое вступит в силу с 1 сентября 2021 года. В проекте документа, как и в действующем положении, содержались определенные требования к руководителю клиники, претендующей на получение лицензии: он должен иметь высшее медицинское или фармацевтическое образование, аккредитацию или сертификат по организации здравоохранения и не менее пяти лет опыта работы. В принятом нормативном акте такие требования отсутствуют.

В проекте постановления, подготовленного Минздравом РФ, говорилось, что руководитель клиники, а также его заместитель, ответственный за осуществление меддеятельности, обязательно должны иметь высшее профильное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» или «управление сестринской деятельностью» ‎– для лицензирования больницы сестринского ухода или хосписа. Если в учреждении планировалось оказание доврачебной помощи, руководители должны были иметь высшее образование по «сестринскому делу» и свидетельство об аккредитации специалиста по «организации сестринского дела».

В действующем до сентября 2021 года постановлении №291 от 16 апреля 2012 года о лицензировании меддеятельности сказано, что медицинское образование должно быть у руководителей или заместителей в том случае, если они ответственны за осуществление медицинской деятельности. Эта формулировка позволяла назначать руководителями клиник граждан без профильного образования в случае, если они занимались вопросами, напрямую не связанными с медпомощью.

Проект постановления предлагал отменить такую вариативность, и это вызвало недовольство в профсообществе. Например, ассоциации частных клиник Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы и ЦФО попросили правительство пересмотреть некоторые пункты проекта в связи с тем, что отдельные требования «носят избыточный ограничительный характер и потребуют дополнительных затрат со стороны медицинских организаций». Эксперты отмечали, что в случае принятия пункта об обязательном высшем медицинском образовании для руководителей учреждений возможность найма гендиректора с другим образованием, даже при наличии заместителя с профильным образованием, перестанет существовать. Некоторые из опрошенных Vademecum участников рынка также не были согласны с введением пункта об обязательном образовании для гендиректора.

В итоге в утвержденном постановлении эти требования для руководителей были исключены.

Документом также утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В отличие от постановления №291, «бактериология», «вирусология», «лабораторная микология», «паразитология» теперь объединены в «медицинскую микробиологию», «медицинская генетика» будет представлена как «генетика», а «лабораторное дело» – как «лабораторная диагностика». В этом блоке есть и другие изменения.

Утверждение нового Положения о лицензировании меддеятельности неоднократно переносилось. Отсутствие в приказе Минздрава РФ №121н «Об утверждении требований к организации работ (услуг)… при оказании медпомощи» лицензионных требований ФАС России обнаружила еще в 2013 году, но с тех пор добиться конкретики от министерства так и не смогла. В октябре 2017 года служба выдала ведомству предписание об установке лицензионных требований к каждому виду работ из перечня работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. Впоследствии срок исполнения предписания переносился несколько раз. В декабре 2020 года ФАС в очередной раз продлила Минздраву срок исполнения – дедлайн был установлен до 31 мая 2021 года.

Руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева разъяснила Vademecum, что в стране отсутствует единая система требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, осуществляющим отдельные виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Результатом такой правовой неопределенности становятся факты отказа в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление медицинской деятельности, случаи предъявления органами государственной власти, осуществляющими лицензионный контроль, по своему усмотрению требований к хозяйствующим субъектам, в том числе о необходимости наличия «сопутствующих» лицензий, что не предусмотрено законодательством РФ.

Источник: Официальный интернет-портал правовой информации

Картина дня: дайджест главных новостей от 2 декабря 2022 года

Во Владимирской области за 105 млн рублей организуют производство медицинских кроватей

Оспа обезьян. Мониторинг

Схема выплат медработникам за онконастороженность изменится

Минпромторг смягчит условия предоставления грантов на комплектующие для медпрома

Минздрав возобновил снабжение частных клиник госзаданием на ВМП-II

Мурашко: доступность психолого-психиатрической помощи в России повысится

ФРП предоставил «ПСК Фарма» 500 млн рублей на выпуск биологических субстанций

Заявки госклиник на повышение квалификации медиков будет одобрять федкомиссия

Столичные власти готовят офсетный контракт на медизделия для службы крови