«На основании частей 5 и 6 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» продлить срок исполнения предписания ФАС России от 17.10.2017 №18/71518/17 по делу №1-15-200/00-18-16. Министерству здравоохранения Российской Федерации исполнить предписание ФАС России в срок не позднее 31.05.2021», – уточняется в постановлении комиссии ФАС.
Из-за нарушения Минздравом закона «О защите конкуренции» 17 октября 2017 года комиссия выдала ведомству предписание до 1 февраля 2018 года установить требования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования – по каждой работе и услуге. Предписание не было выполнено, в связи с чем ответственное должностное лицо Минздрава – директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела – привлечено к административной ответственности.
Тогда ФАС установила новый срок исполнения выданного ранее предписания – 30 ноября 2019 года, которое вновь не было выполнено. Затем, 30 июня 2020 года, комиссия ФАС потребовала привлечь ответственного чиновника к административному наказанию. Еще одной датой исполнения предписания стало 1 декабря 2020 года.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года), требования по выполнению установленных работ организациями для дальнейшего лицензирования должны определяться Минздравом. Для того чтобы исполнить этот пункт, был разработан и утвержден приказ №121н от 11 марта 2013 года. Этот документ формально указывает на установление таких требований, но фактически их не содержит, а вводит лишь перечень видов работ/услуг, составляющих медицинскую деятельность, в той формулировке, в которой они потом указываются в лицензии медорганизации. Но ссылок на иные правовые акты, содержащие такие требования, приказ №121н не содержит.
Руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева разъяснила Vademecum, что в стране отсутствует единая система требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, осуществляющим отдельные виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Результатом такой правовой неопределенности становятся факты отказа в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление медицинской деятельности, случаи предъявления органами государственной власти, осуществляющими лицензионный контроль, по своему усмотрению требований к хозяйствующим субъектам, в том числе о необходимости наличия «сопутствующих» лицензий, что не предусмотрено законодательством РФ.