19 Мая 2024

В России отсутствуют лицензионные требования к меддеятельности. А что, так можно?
Мария Никишина
Мединдустрия
31 июля 2020, 19:23

Фото: un1con.tomsk.ru
5379

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России последние несколько лет пытается обязать Минздрав разработать лицензионные требования к медицинской деятельности. В последний раз комиссия службы определила ведомству очередной дедлайн - до 1 декабря 2020 года. Руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева по просьбе Vademecum разъяснила, как это возможно и что изменится с появлением требований, если министерство их все-таки подготовит.

По решению комиссии ФАС, Минздрав должен установить лицензионные требования к каждому виду работ из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Их отсутствие в приказе Минздрава РФ №121н «Об утверждении требований к организации работ (услуг)… при оказании медпомощи» служба обнаружила еще в 2013 году, но с тех пор добиться конкретики от ведомства так и не смогла.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года), требования по выполнению установленных работ организациями для дальнейшего лицензирования должны определяться Минздравом. Для того, чтобы исполнить этот пункт, был разработан и утвержден приказ №121н от 11 марта 2013 года. Этот документ формально указывает на установление таких требований, но фактически их не содержит, а вводит лишь перечень видов работ/услуг, составляющих медицинскую деятельность, в той формулировке, в которой они потом указываются в лицензии медорганизации. Но ссылок на иные правовые акты, содержащие такие требования, Приказ №121н не содержит.

В Положении о лицензировании некоторые отсылки имеются. Например, в подпункте «е» пункта 4 и подпункте «з» пункта 7 указаны формулировки, предполагающие обращение к иным правовым актам - «…имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию», «наличие …соответствующего профессионального образования и (или) квалификации». Требования для специалистов с высшим медицинским образованием конкретизированы в Приказе Минздрава РФ №707н, со средним образованием – в Приказе №83н.

Однако, так детализированы далеко не все требования. Например, не урегулирован вопрос о том, какое медизделие в соответствии с лицензионными требованиями относится к медицинской технике, а какое нет. В некоторых регионах к нему могут относить все оборудование, работающее от розетки, а где-то к медицинской технике может быть отнесена ширма на колесах, а ширма без колес – нет.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи. А в пункте 4 Положения указания на то, что соблюдение порядков оказания медпомощи является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии, уже нет. Таким образом, требование о соблюдении порядков оказания медицинской помощи может предъявляться лицензирующим органом только к лицензиату, а к соискателю лицензии должны предъявляться требования по Приказу №121н, которые Минздрав не установил.

На практике при лицензировании государственные органы ориентируются именно на порядки оказания медицинской помощи, так как иного источника конкретизированных требований у них нет. Однако, и порядки приняты в отношении не всех лицензируемых видов медицинской деятельности. В некоторых случаях лицензирующие органы продолжают руководствоваться актами советских времен, которые в лучшем случае носят рекомендательный характер. В отсутствие утвержденного Минздравом РФ порядка оказания медицинской помощи по тому или иному профилю медицинской деятельности вопрос о стандартах оснащения и штатных рекомендациях остается на усмотрение лицензирующего органа, что безусловно, является коррупциогенным фактором.

Получается, что в стране попросту отсутствует единая система требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, осуществляющим отдельные виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Результатом такой правовой неопределенности становятся факты отказа в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление медицинской деятельности, случаи предъявления органами государственной власти, осуществляющими лицензионный контроль, по своему усмотрению требований к хозяйствующим субъектам, в том числе о необходимости наличия «сопутствующих» лицензий, что не предусмотрено законодательством РФ. Появление конкретных требований позволит как минимум сократить количество таких случаев и унифицировать подходы к выдаче лицензий.

Источник: Vademecum

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий