02 Декабря 2022 Пятница

В России отсутствуют лицензионные требования к меддеятельности. А что, так можно?
Мария Никишина
Мединдустрия
31 июля 2020, 19:23

Фото: un1con.tomsk.ru
4899

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России последние несколько лет пытается обязать Минздрав разработать лицензионные требования к медицинской деятельности. В последний раз комиссия службы определила ведомству очередной дедлайн - до 1 декабря 2020 года. Руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева по просьбе Vademecum разъяснила, как это возможно и что изменится с появлением требований, если министерство их все-таки подготовит.

По решению комиссии ФАС, Минздрав должен установить лицензионные требования к каждому виду работ из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Их отсутствие в приказе Минздрава РФ №121н «Об утверждении требований к организации работ (услуг)… при оказании медпомощи» служба обнаружила еще в 2013 году, но с тех пор добиться конкретики от ведомства так и не смогла.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (постановление Правительства РФ №291 от 16 апреля 2012 года), требования по выполнению установленных работ организациями для дальнейшего лицензирования должны определяться Минздравом. Для того, чтобы исполнить этот пункт, был разработан и утвержден приказ №121н от 11 марта 2013 года. Этот документ формально указывает на установление таких требований, но фактически их не содержит, а вводит лишь перечень видов работ/услуг, составляющих медицинскую деятельность, в той формулировке, в которой они потом указываются в лицензии медорганизации. Но ссылок на иные правовые акты, содержащие такие требования, Приказ №121н не содержит.

В Положении о лицензировании некоторые отсылки имеются. Например, в подпункте «е» пункта 4 и подпункте «з» пункта 7 указаны формулировки, предполагающие обращение к иным правовым актам - «…имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию», «наличие …соответствующего профессионального образования и (или) квалификации». Требования для специалистов с высшим медицинским образованием конкретизированы в Приказе Минздрава РФ №707н, со средним образованием – в Приказе №83н.

Однако, так детализированы далеко не все требования. Например, не урегулирован вопрос о том, какое медизделие в соответствии с лицензионными требованиями относится к медицинской технике, а какое нет. В некоторых регионах к нему могут относить все оборудование, работающее от розетки, а где-то к медицинской технике может быть отнесена ширма на колесах, а ширма без колес – нет.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи. А в пункте 4 Положения указания на то, что соблюдение порядков оказания медпомощи является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии, уже нет. Таким образом, требование о соблюдении порядков оказания медицинской помощи может предъявляться лицензирующим органом только к лицензиату, а к соискателю лицензии должны предъявляться требования по Приказу №121н, которые Минздрав не установил.

На практике при лицензировании государственные органы ориентируются именно на порядки оказания медицинской помощи, так как иного источника конкретизированных требований у них нет. Однако, и порядки приняты в отношении не всех лицензируемых видов медицинской деятельности. В некоторых случаях лицензирующие органы продолжают руководствоваться актами советских времен, которые в лучшем случае носят рекомендательный характер. В отсутствие утвержденного Минздравом РФ порядка оказания медицинской помощи по тому или иному профилю медицинской деятельности вопрос о стандартах оснащения и штатных рекомендациях остается на усмотрение лицензирующего органа, что безусловно, является коррупциогенным фактором.

Получается, что в стране попросту отсутствует единая система требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, осуществляющим отдельные виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Результатом такой правовой неопределенности становятся факты отказа в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление медицинской деятельности, случаи предъявления органами государственной власти, осуществляющими лицензионный контроль, по своему усмотрению требований к хозяйствующим субъектам, в том числе о необходимости наличия «сопутствующих» лицензий, что не предусмотрено законодательством РФ. Появление конкретных требований позволит как минимум сократить количество таких случаев и унифицировать подходы к выдаче лицензий.

Источник: Vademecum

Картина дня: дайджест главных новостей от 1 декабря 2022 года

Утверждены правила предоставления субсидий регионам на проведение расширенного неонатального скрининга

«Ростех» за 127 млн рублей разработал хирургический комплекс для малоинвазивных вмешательств

Через «Круг добра» могут начать закупку незарегистрированного препарата от эпилепсии

Заключение Росздравнадзора о дефектуре препарата перестанет быть бессрочным

Утвержден порядок иммунизации доноров для заготовки иммуноспецифической плазмы

НИПК «Электрон» лишилась четвертого КЖЦ на 2 млрд рублей

Немедицинским специалистам со стажем работы упростили процедуру аккредитации

«Медси» арендует здание под клинику у московского «Стадиона «Спартак»

«Р-Фарм» проведет КИ олокизумаба по новому показанию