27 Июля 2024 Суббота

Лига ставленников: Кому из игроков рынка медизделий чаще везет на рынке госзаказа
Михаил Мыльников Мединдустрия
2 января 2019, 11:50
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов (справа налево)
Фото: времяроссии.рф
6779

Новый год лоббисты, защищающие интересы поставщиков «тяжелой» медтехники, встретят с легким сердцем: в декабре 2018-го Минздрав согласился вернуть операторам рынка медизделий (МИ) преференции по уплате НДС на ряд продуктовых позиций, случайно выпавших в январе 2017 года из льготного перечня ОКПД-2. На то, чтобы продавить регуляторов на исправление технической ошибки, пострадавшие компании и поддерживающие их профильные ассоциации потратили два года. Этот сюжет очень точно характеризует нынешнее состояние отрасли, игроки которой на волне импортозамещения в 2015-2016 году вознеслись на пик востребованности и самореализации, а теперь вынуждены вновь биться за проекты, затеянные в короткое время своего расцвета. Vademecum задался вопросом, почему удача одинаково редко улыбается поставщикам всех МИ, вне зависимости от страны происхождения отгружаемой госзаказчикам продукции.

В закупочный сезон 2018 года мединдустрия вступала со сдержанным оптимизмом. Предыдущие несколько лет придали отрасли инвестиционной привлекательности: по подсчетам Vademecum, только в 2017 году было анонсировано более 20 проектов в различных сегментах рынка – одноразовые изделия из ПВХ, шприцы, реагенты для лабораторной диагностики и так далее.

Под новый, 2018 год, Минпромторг опубликовал проект обновлений в протекционистский перечень «Третий лишний». Список избранных МИ, утверждаемый постановлением Правительства No102, тогда планировалось удлинить на 12 позиций, включая интраокулярные линзы, тест‐полоски к глюкометрам, эндопротезы и аппараты ультразвуковой диагностики. Вторая серия дополнений вышла в эфир в июле 2018 года, когда в перечень предложили включить еще семь видов МИ, в том числе – функциональные кровати, концентраты для гемодиализа, воздушные стерилизаторы, термостаты, аппараты ИВЛ и другие.

Похоже, под эти расширения списка инвесторы и подгадывали презентации своих проектов: в апреле «Ростех» представил отечественный аналог ультразвукового сканера Samsung под брендом «Рускан», в сентябре «Медтехсервис» локализовал в Иркутске производство корейских глюкометров и тест‐полосок. Но ни первая, ни вторая порция апгрейдов акцептована так и не была.

В августе 2018 года представители благотворительных фондов обратились к Президенту РФ и органам исполнительной власти с просьбой отказаться от ограничения закупок иностранных аппаратов ИВЛ. По мнению авторов петиции, российская медицинская промышленность пока не готова выпускать аппараты надлежащего качества, потому‐то 95% ИВЛ поставляется из‐за рубежа.

Минпромторг с такой оценкой не соглашался: над каждым из видов вновь заявленных в перечень МИ в России работают не меньше двух предприятий, способных обеспечить потребность медучреждений, на соответствующих промышленных объектах внедрена система менеджмента качества, а адвалорная доля отечественных материалов, используемых в производстве, равна или превышает 50%.

Заочный спор разрешила Татьяна Голикова, вступившая в управление социальным блоком правительства: в октябре 2018 года вице‐премьер заблокировала принятие постановлений по расширению перечня «Третий лишний» и отправила проекты на доработку в Минпромторг и Минздрав.

По прогнозам, решение по этому поводу будет приниматься не раньше февраля 2019 года, когда регионы предоставят информацию по действующим производствам и потребности в тех или иных МИ.

«В настоящее время проект постановления дополнительно прорабатывается с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и экспертным сообществом», – подтвердили Vademecum в Минпромторге, пояснив, что оба дополнения будут повторно внесены в правительство сразу же после согласований.

ЕДИНЫЕ В РОССИИ

Не менее драматично складывались события вокруг еще одного института госзакупок – когорты назначаемых правительством единственных поставщиков. Несмотря на то, что Минпромторг не позволил «Стентексу» (совместный проект ГК «Ренова» Виктора Вексельберга и американской Medtronic) укрепиться в статусе монополиста исполнения госзаказа в сегменте коронарных стентов, а вынужден был распространить преимущественное право поставок этой продукции (ПП №1469 от 4 декабря 2017 года) всем ее российским производителям – «Ангиолайну», «НаноМеду», НПП «МедИнж» и «Стентоник» – сначала до июля 2018 года, затем до 2020 года.

Расширение перечня единственных поставщиков спровоцировал не гнев вышеназванных компаний, остававшихся некоторое время за забором «Стентекса» (СП в 2017 году показало взрывной рост продаж, попав с результатом в 880 млн рублей на 29‐ю строчку рейтинга «ТОП100 поставщиков медизделий по госзаказу»), а внешние факторы. А в апреле 2018 года Минфин США ввел в отношении Виктора Вексельберга персональные санкции.

Пикантная ситуация не разрешилась по сей день. «После введения экономических санкций США в отношении ряда российских компаний, включая группу «Ренова» и ее владельца, Medtronic и «Ренова» совместно продолжают тщательно оценивать ситуацию, чтобы обеспечить продолжение деятельности Stentex», – сообщили Vademecum в Medtronic.

Аналитический центр Vademecum проследил, как санкционный цугцванг, в который попали партнеры СП, сказался на продажах. Если в первой половине 2018 года «Стентекс» уверенно наращивал обороты, заметно превышая сопоставимые показатели 2017‐го, то к осени уже заметно тормозил (40,6 млн рублей в ноябре 2018 года против 33,2 млн рублей в ноябре 2017 года). А в декабре, несмотря на «высокий» закупочный сезон, на момент публикации этого материала, сумел заключить контрактов на 73 млн рублей против 187,1 млн рублей в декабре 2017 года.

В «Стентексе» формирование нисходящего тренда опровергают: «За 11 месяцев 2018 года компания поставила вдвое больший объем медицинской продукции, чем за весь 2017 год, достигнув 15% доли российского рынка».

Остроты складывающейся в сегменте ситуации добавил начавший действовать в марте 2018 года новый регуляторный инструмент – Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), который, по задумке его изобретателей из Минфина РФ, должен был унифицировать технические задания тендеров, повысить взаимозаменяемость и, как следствие, – снизить цены и увеличить конкуренцию на рынке. В КТРУ, формирующийся поэтапно, уже вошли медизделия из ПВХ, технические средства реабилитации, шприцы, зонды, канюли и коронарные стенты.

Классификация последних составлялась с учетом клинических рекомендаций по чрескожным коронарным вмешательствам у пациентов с хронической ишемической болезнью сердца (ХИБС), утвержденных профильной комиссией Минздрава с подачи Российского научного общества специалистов по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению. Эксперты рекомендовали использовать для лечения ХИБС стенты с лекарственным антипролиферативным покрытием нового поколения.

Что примечательно, этой рекомендации соответствовали единственные изделия отечественного производства – покрытые зотаролимусом Integrity от «Стентекса». Если СП из‐за санкций сократит поставки Integrity, то рынок, в соответствии с буквами ПП No1469 и КТРУ, полностью перейдет под контроль иностранцев – от Abbott до Medtronic. Что вряд ли входит в планы авторов доктрины импортозамещения.

На рынке медизделий из ПВХ – свой сюжет. ГК «Медполимерпром» Алексея Борисова и Евгения Спектора, в октябре 2017 года единолично воцарившаяся в реестре поставщиков профильной продукции, своим эксклюзивным правом в полной мере воспользоваться не смогла. В июне 2018 года Евгений Спектор жаловался, что из‐за действий госзакупщиков, игнорирующих назначение «Медполимерпрома» единственным поставщиком, компания за первое полугодие получила лишь 9% контрактов, в которых могла бы выиграть.

Из‐за чего «Медполимерпром» не может начать строительство завода по производству МИ из ПВХ‐пластикатов, объем инвестиций в который оценивался в 4 млрд рублей. Аналитический центр Vademecum тем не менее обнаружил, что «Медполимерпром» за первые шесть месяцев 2018 года выиграл 434 из 482 тематических аукционов – или 90% тендеров, на участие в которых подал заявку, но заключил контракты всего на 465,5 млн рублей (при полугодовом объеме рынка в 5 млрд).

В 2019 году положение «Медполимерпрома» в сегменте может усугубиться из‐за активности недовольных монополией конкурентов. Один из них – компания «Виробан» – пыталась оспорить в Верховном суде утвержденный Минпромторгом порядок включения операторов в реестр единственных поставщиков, но добилась удовлетворения своих требований лишь в части снятия.ограничения по времени подачи заявки.

Зато в июне 2018 года российские производители медизделий из ПВХ, в частности – компания «Паскаль Медикал», сумели донести аналогичные претензии до Общероссийского народного фронта и вице‐премьера Дмитрия Козака, который поручил ФАС оценить эффективность полученных «Медполимерпромом» мер поддержки.

В силу этих обстоятельств или по какой‐то иной причине Правительство РФ 19 декабря 2018 года издало постановление №1589, утвердившее, что привилегии при госзакупках может получить любая компания, поставляющая МИ, произведенные в странах ЕАЭС с утвержденной Минпромторгом глубиной локализации.

Одновременно с этим был упразднен и статус единственного поставщика в сегменте: в соответствии с поправками в ПП №102, теперь участники тематических тендеров получат преференции перед иностранцами только в том случае, если на конкретные торги выйдет не менее двух компаний с продукцией из ЕАЭС. При этом, как уточнили Vademecum в Минпромторге, пересмотр правил игры на рынке касается и тех поставщиков, которые заключили с ведомством договоры о локализации до вступления вышеназванных поправок в силу – то есть до 1 января 2019 года.

Председатель совета директоров «Медполимерпрома» Евгений Спектор в беседе с Vademecum обновленный регламент раскритиковал, посетовав на возможную потерю инвестированных в организацию производства 1,5 млрд рублей и банкротство уже работающих предприятий. Какая из профильных компаний – «Виробан», «Паскаль Медикал», курганский «Синтез» или все же сам «Медполимерпром» – преуспеет больше других благодаря новой редакции правительственных постановлений, выяснится уже в следующем году.

Президент Путин после прошедшей 5 декабря встречи с главой «Деловой России» Алексеем Репиком дал поручение создать механизмы, направленные на «недопущение снижения объемов государственной поддержки» в инвестпроектах, рассчитанных на период более одного года, в случае если поставщик выполняет взятые на себя обязательства. Речь, проще говоря, шла о создании улучшенной версии специнвестконтрактов (СПИК), которые в момент своего появления вдохновили многих игроков во многих отраслях, но так нигде толком и не выстрелили.

В медпроме в минувшем году к заключению СПИКа приблизился лишь один интересант: в последние дни декабря межведомственная комиссия Минпромторга с третьей попытки одобрила заявку российско‐китайской компании «Снабполимер Медицина», намеревающейся использовать эту договорную модель для организации в городе Бор Нижегородской области производства саморазрушающихся одноразовых шприцев третьего поколения с объемом вложений в 3 млрд рублей. Правда, на момент публикации материала специнвестконтракт заключен еще не был.

Другая амбициозная инициатива – программа «Доступная дефибрилляция», подразумевающая установку в местах массового скопления людей автоматических наружных дефибрилляторов (АНД) – тоже завязла в согласованиях. Хотя, казалось, все уже было на мази: в мае 2018 года поддержанный Минпромторгом тематический законопроект внесли в Госдуму, холдинг «Швабе» (входит в ГК «Ростех») отчитался о локализации производства на свердловском ПО «УОМЗ» корейского дефибриллятора AED 15, рассчитанного на выполнение госзаказа в 250 тысяч изделий. Однако документ не добрался даже до первого чтения.

Правительство в своем отзыве указало, что, согласно действующему законодательству, оказывать первую помощь могут только врачи, спасатели, военнослужащие или люди, прошедшие специальную подготовку, а таковых на все новые АНД‐установки не хватит. Новенькими российско‐корейскими дефибрилляторами в итоге обзавелись объекты Чемпионата мира по футболу и ряд профильных медучреждений, а централизованно их закупили власти Свердловской области.

Выход из каждого отдельного тупика в сегменте МИ сулит только бюджетирование.

«После бурного роста 2015‐2016 года, вызванного политикой импортозамещения, рынок вышел на плато – в среднем в год анонсируется 5‐6 крупных проектов, – говорит гендиректор компании MDPro Алексей Ванин. – Всплеска инвестиционного интереса можно ожидать, если власти вложатся в меры стимулирования производства медизделий через поставки по новому нацпроекту, гарантируя объем госзаказа».

В декабре 2018 года в интервью РБК вице‐премьер Юрий Борисов рассказал, что оборонно‐промышленный комплекс (ОПК), в соответствии с поручением Верховного главнокомандующего, уже нацеливается на поставки МИ по нацпроекту «Здравоохранение». К выполнению приказа уже подключился Минпромторг, заявивший о готовности дать предприятиям ОПК преференции на тендерах по закупкам высокотехнологичной продукции гражданского назначения, в частности – медоборудования.

Подвигнуть инвесторов на новые проекты мог бы представленный Минпромторгом летом 2018 года проект «Стратегии развития медицинской промышленности до 2030 года», но заложенные в документ целевые показатели – например, рост производства отечественных МИ в 3,5 раза, увеличение экспорта в 10 раз и регистрация не менее 100 новых продуктов в год – ничего, кроме недоумения, у игроков рынка не вызвали. Так же скептически к проекту отнеслись главные в стране лоббисты – ТПП и РСПП.

И наконец, еще одна, увы, привычная ремарка: в 2019 год отрасль в который раз вступит без закона об обращении медизделий. Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, выступая в марте 2018 года на коллегии Росздравнадзора, назвал отсутствие базового для медпрома регламента «болью нашей Российской Федерации»: «Нам нужно вместе с федеральными органами власти все‐таки взяться за этот проект и довести его до ума. Я понимаю, ЕАЭС, есть изменения, новые правила. Но мы должны быть впереди, поэтому этот вопрос – один из важнейших». Похоже, в 2018‐м у законодателей нашлись дела поважней.


ми, ростех, медизделия, стентекс, стенты, medtronic, локализация
Источник: Vademecum №22, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении