Онлайн-форматы коммуникации, для многих ставшие откровением в пандемию, давно приобрели статус базовых для различных бизнес-процессов. Например, дистанционные инструменты прочно укрепились в нише обучения в медицинской и фармацевтической среде. В то же время провайдеры медицинских услуг, сформировавшие четкий запрос на качественное развитие системы подготовки кадров, при переходе в онлайн сталкиваются с новыми вызовами. Одна из наиболее актуальных задач – увеличить вовлеченность сотрудников в обучение, превосходя эффективность традиционных очных форматов.
Смещение парадигмы
Онлайн-обучение ворвалось в отрасль здравоохранения вместе с пандемией, упростив процесс получения знаний. Механика «дистанта» стала непременной составляющей образования для провайдеров оказания медпомощи, медтехиндустрии, фармпроизводства и аптечного бизнеса.
Дистанционными стали многочисленные конференции, вебинары, лекции и мастер-классы – для клиницистов, организаторов здравоохранения, представителей медицинского бизнеса. Широкое развитие получили мероприятия для обучения медиков так называемым soft skills, в заочный формат перевели стажировки для ординаторов, дополнительные курсы для студентов медвузов.
В онлайн погрузили, конечно же, и рутинное переобучение практикующих врачей и среднего медицинского персонала по системе непрерывного медобразования (НМО), участие в которой обязательно для осуществления меддеятельности.
Необходимость внедрения онлайн-обучения подтверждается и предприятиями фармотрасли – от производителей и дистрибьюторов до аптечных сетей, решающих задачи эффективного корпоративного обучения. В целевую аудиторию новых онлайн-форматов обучения попали фармацевты и провизоры, менеджмент фармкомпаний и многие другие. Этой когорте профессионалов важно развитие маркетинговых и узконаправленных навыков, получение актуальной информации о тенденциях в фарминдустрии и о продуктах.
Механика онлайн-обучения не требует особых промоактивностей в высокотехнологичной индустрии здравоохранения: образовательные диджитал-мероприятия, как и ожидалось, повысили доступность материалов, сделали возможным моментальное подключение специалистов из разных уголков страны, из подразделений компании или филиалов медучреждений.
Однако спрос профсообщества на повышение эффективности образования и вовлеченности сотрудников в обучение уже превысил предложение базового онлайна, который зачастую не может конкурировать с личным присутствием специалиста. Перевод обучения в диджитал-формат, кроме прочего, сопровождается спектром технических и – в случае НМО – законодательных трудностей.
Как перевести офлайн-программу в онлайн, не теряя процент вовлеченности обучающихся? Как проконтролировать присутствие, проверить полученные знания, вести аналитику посещения, успеваемости?
Решение этих вопросов осложняется необходимостью обеспечить безопасность и надежность онлайн-подключения. Российским пользователям стало неудобно и небезопасно подключаться к сервисам зарубежных вендоров, несмотря на их многолетний опыт работы в индустрии. В текущих условиях возник риск элементарного отключения сервиса или отказа в продлении лицензии.
Ниша, однако, не оказалась в вакууме: российские вендоры уже предложили достойные альтернативы. Одна из них – МТС Линк – экосистема сервисов для онлайн-коммуникаций и совместной работы. Компания предоставляет платформу для проведения курсов, лекций, мастер-классов и вебинаров как для государственных и частных клиник, так и для коммерческого сектора фармотрасли.
Обучай, но проверяй
Платформу, например, уже четыре года используют в НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ) – институт занимается медицинской, научной и образовательной деятельностью в области кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. В федеральном кардиоцентре с помощью МТС Линк решают сразу несколько задач: обучение сотрудников, организация мероприятия для медиков и пациентов со всей России, а также для будущих специалистов – ординаторов НИИ.
Начальник научно-образовательного отдела НИИ Татьяна Зверева рассказывает, что институт перевел свои научно-практические школы в онлайн в 2020 году. Для организации, говорит она, было важно, чтобы онлайн-услуги предоставлял отечественный разработчик, а решение соответствовало логике и требованиям проведения НМО. Так, было необходимо настроить бесшовную регистрацию пользователей, фиксировать их присутствие. Сами же образовательные программы должны быть аккредитованы Советом НМО.
Постепенно НИИ КПССЗ масштабировал свои онлайн-курсы не только для НМО, но и для дополнительного образования медиков в целом. Институт стал подключать к учебному процессу новых лекторов из других городов, которых онлайн освободил от необходимости лично приезжать в учреждение.
Конкурентным преимуществом платформы, подчеркнула Зверева, стала аналитика по вовлеченности врачей в обучение, формирующаяся сразу же после вебинара. Эта опция позволила НИИ определять, в какие моменты лекции внимание слушателей рассеивалось, и соответственно корректировать образовательные программы. Кроме того, по результатам вебинаров по требованиям НМО формируется отчет по участникам мероприятия.
Смысл интеграции
На важность аналитики обратил внимание и заместитель директора розничных продаж по внешнему обучению и коммуникациям Solopharm Константин Лысенко, чья компания интегрировала свою образовательную платформу IQ Provision с ИТ-возможностями МТС Линк. Solopharm пятый год проводит дистанционное обучение фармацевтов и провизоров аптечных сетей для усиления их профессиональных навыков, развития soft skills, hard skills и информирования о трендах в фарминдустрии.
Лысенко отмечает, что в компании обрабатывают каждое проведенное мероприятие через встроенную аналитику: отслеживается география, источники подключений, вовлеченность в лекции, данные зарегистрированных пользователей и новых участников.
Руководители аптечных сетей трепетно относятся к сохранению персональных данных, отмечает Константин Лысенко, поэтому компания предоставила возможность подключаться к мероприятиям не только по предварительной регистрации, но и анонимно.
В числе преимуществ экосистемы для пользователей Лысенко назвал возможность обратной связи через комментарии и реакции, для лекторов – функцию опроса и тестирования с мгновенным выводом результатов прямо во время эфира, отслеживание активности участников вебинара, удобную демонстрацию файлов и экрана.
У Solopharm, по словам Лысенко, проходит до 40 вебинаров в месяц, ежегодно обучаются до 60 тысяч специалистов. В течение месяца после обучения и в период обучения у сотрудников, которые его проходили, наблюдается рост продаж в упаковках: в среднем от 2,5% до 7,5%, на основании данных МДЛП («Честный знак»).