Проект стратегии Минпромторг опубликовал в августе 2018 года. В документе обозначены отраслевые цели – обеспечить в России производство «критически важными видами медицинских изделий»; нарастить выпуск продукции в 3,5 раза увеличить экспорт медизделий в 10 раз к 2030 году по сравнению с 2017-м; регистрировать новые медицинские изделия в количестве 100 единиц в год и так далее.
«Преследовать необходимо не только тактические, но и стратегические задачи, поскольку это слишком далекий горизонт планирования», – заявил на заседании РСПП Алексей Алехин, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга.
Однако, не все участники заседания разделили его оптимизм, а в резолюции указали, что тезисы, «приведенные в проекте Стратегии, показывают, что авторам не удалось полностью учесть причины системных проблем развития медицинской промышленности». К тому же авторы проекта документа не анализируют, какие цели предыдущей Стратегии-2020 и каких меры ее реализации способствовали развитию медпрома.
Председатель правления Ассоциации предприятий средств клинической лабораторной диагностики Владимир Колин отметил наличие большого числа барьеров для развития производства медизделий. Среди них –увеличение количества запретительных законов, возросшая, вплоть до уголовной, ответственность, толкование норм не в пользу предприятий. «Правоприменительная практика исходит из презумпции виновности», – посетовал он.
Кроме того, до сих пор нет четкого определения медицинского изделия, фальсифицированной, недоброкачественной продукции. Процедуры регистрации и внесения изменений в регудостоверение затянуты и избыточно сложны, а устойчивого спроса на продукцию нет. «Без решения базовых проблем, снижения рисков и стоимости ведения бизнеса, говорить о его росте в 3,5 раза и увеличении экспорта в 10 раз не имеет смысла», – резюмировал Колин.
Представители Ассоциации «Здравмедтех» предложили создать для решения системных проблем отрасли специальную структуру, институт, который стал бы координационным центром и мог бы разъяснять предприятиям требования Минздрава, Росздравнадзора и других органов. Присутствовавший на заседании заместитель директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Константин Бинько идею не поддержал: «У нас открытая структура, куда можно обращаться, и наш язык, переведенный в нормативные акты, не мешает развитию медицины. Помимо этого, Минздрав проводит консультирования по вопросам регистрации, но они не пользуются популярностью».