Договор франшизы в ДМС предполагает соплатеж застрахованного за полученные медицинские услуги. «Самая распространенная сегодня схема – франшиза на определенные риски. Например, если на поликлиническое обслуживание вводится 10-процентная франшиза, то это означает, что застрахованный обязан будет оплачивать 10% от стоимости всех полученных им поликлинических услуг. Расчет на то, что человек начнет сам себя ограничивать в получении не самых необходимых ему услуг, которые избыточно навязываются ему поликлиникой», – подтвердил директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов.
Программы с франшизой, которые респонденты Marsh предлагали клиентам в 2018 году, распространялись на самые популярные в сегменте направления – амбулаторно-поликлиническую помощь и стоматологию. В 60% случаев действие франшизы распространялось только в отдельных клиниках, в 40% – «во всех клиниках по программе». Некоторые страховщики предлагают франшизу на стационарные услуги, однако среди клиентов эта опция оказалась невостребованной. По словам Лапунова, в сегменте стационарных услуг соплатеж в 10% будет ощутимым для пациента, поэтому «АльфаСтрахование» такой вариант даже не предлагает.
«Ранее у клиентов был умеренный интерес и некоторое недоверие в отношении франшизных продуктов. Страховщики отмечают растущую практику реализации подобных решений в корпоративных программах», – отмечают авторы исследования.
Франшиза считается страховыми операторами одним из способов контроля и снижения убыточности программ ДМС наряду с «фиксацией выплат» клиникам, телемедициной и профилактикой заболеваний.
Помимо франшизы, страховщики «проявляют устойчивый интерес» к таким трендам, как IT и телемедицина, Well-being программы и страхование критических заболеваний.
Отдельно авторы исследования отметили, что в 2018 году рынок ДМС рос, немного опережая инфляцию: объем собранных премий вырос на 8,5% по сравнению с 2017 годом. Корпоративный сегмент по-прежнему составляет более 90% рынка ДМС. При этом 60% опрошенных повысили в 2018 году тарифы для новых клиентов, половина респондентов планируют дальнейший рост в нынешнем году. Речь идет о среднем повышении на 3% стоимости программ в Москве и +2% – в регионах.
Почти все опрошенные Marsh страховщики (90%) перешли на электронные полисы, внедрили личный кабинет застрахованного, в том числе с возможностью оплаты франшизы. Многие (80%) разработали и используют мобильные приложения и телемедицинские сервисы.
По прогнозам Центрального банка РФ, ДМС станет «источником роста» для всего страхового рынка. Во втором квартале 2019 года, по данным ЦБ, рост объема премий ускорился почти на 20%.
«Квартальные темпы прироста взносов достигли 19,6%, что является максимальным значением за последние 6,5 лет. Объем взносов достиг 37,7 млрд рублей. Количество заключенных договоров увеличилось на 29,6% – до 6,2 млн рублей», – говорится в отчете банка.
Эксперты ЦБ также отметили увеличение спроса на франшизу, а также программы «по защите от тяжелых заболеваний», недорогих программ контроля состояния здоровья (чекапов), телемедицину.
«Франшиза позволяет снизить стоимость страховки и сэкономить бюджет страхователя – работодателя. Именно из-за этого и растет спрос на такие программы. Но надо понимать, что у этой «медали» есть две стороны. Одна дисциплинирует застрахованного, но другая снижает его же удовлетворенность самой страховкой», – поясняет Александр Лапунов.
Управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Наталья Харина также отмечает заинтересованность работодателей в программах ДМС с франшизой: «Ежегодная медицинская инфляция составляет 10–12%, страховые компании из-за этого вынуждены повышать свои тарифы, так как зависят от ценовой политики клиник. Для работодателей такой рост цен неприемлем, поэтому страховые компании внедряют разные способы удержания стоимости услуг».