«В поступивших в ФАС России многочисленных обращениях граждане возмущены информацией, содержащейся в рекламе презервативов Durex, и указывают, что она оскорбляет и уничижает их достоинство как граждан Российской Федерации, поскольку из рекламы презервативов Durex можно сделать вывод, что в России отсутствует система медицинского обслуживания населения, пропаганда здорового образа жизни, что россияне безответственно относятся к здоровью своему и окружающих, что в России низкая система организации здравоохранения», – пишет ФАС в официальном заключении.
В обоих сюжетах сообщается: «Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией». Фраза сопровождается сноской: «Методические рекомендации №33 «Как родить здорового ребенка»/Департамент здравоохранения г. Москвы. – М.:2014. – С. 9».
Такие рекомендации действительно опубликованы на официальном сайте ДЗМ за авторством главного внештатного детского невролога Москвы Татьяны Батышевой и заверены личной подписью руководителя ДЗМ Алексея Хрипуна.
«По статистике, около половины россиян заражены как минимум одним заболеванием, передающимся половым путем (ЗППП)», – говорится в тексте документа.
Однако, по мнению ФАС, рекомендации ДЗМ «не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем».
Антимонопольное ведомство, в свою очередь, ссылается на письмо Минздрава РФ, согласно которому показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее – ЗППП), имеет стойкую тенденцию к снижению. В 2007 году было зафиксировано 649 952 случая (457,3 на 100 тысяч населения), в 2017 году – 206 963 случая (141,0 на 100 тысяч населения), или 0,1% населения Российской Федерации.
«Таким образом, отсутствуют статистические данные о заболеваемости населения, передаваемой преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение «Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией», содержащееся в рекламе презервативов Durex», – резюмируют в ФАС.
Реклама содержит признаки нарушения п. 11 ч. 3 ст. 5 федерального закона «О рекламе» в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний. Кроме того, поскольку граждане посчитали себя оскорбленными этой рекламой, она содержит также признаки нарушения п. 2 ч. 2 ст. 5 федерального закона «О рекламе», выразившиеся в недобросовестной рекламе, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента, полагают в ФАС.
В мае 2018 года Федеральная антимонопольная служба признала незаконной рекламу на «Радио России», в которой эксперт рассказывал, что продукт под названием «Офтальмин» благотворно влияет на зрение. В службе установили, что на самом деле это таблетированные конфеты.