Члены Комитета Совфеда по социальной политике направили в Минздрав, Федеральный фонд ОМС и главам субъектов РФ перечень предложений для реформирования лабораторной службы страны 28 декабря 2017 года. В документе (есть в распоряжении Vademecum) говорится о необходимости законодательно определить термин «централизованная лаборатория» и составить перечень критериев, необходимых для получения такого статуса. Также, по мнению сенаторов, Минздрав должен разработать и представить номенклатуру лабораторных услуг, методические рекомендации по лабораторной диагностике, которые позволят снизить число тестов, проведенных не по назначению.
«В стране большое количество (клинико-диагностических лабораторий) КДЛ, для которых характерна низкая клиническая и экономическая эффективность. Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о положительной роли централизации в решении практических задач здравоохранения», – пишет в обращении председатель комитета Валерий Рязанский.
Централизация лабораторной службы, хотя и считается экономически эффективной схемой работы, позволяющей, по расчетам Федерации лабораторной медицины, снизить затраты на анализы на 200–600 млн рублей в год в каждом отдельно взятом регионе, пока распространена в стране эпизодически. Как подсчитал Аналитический центр Vademecum, этот метод начали осваивать только в 27 российских регионах. При этом в каждом субъекте реализуются разные модели: аутсорсинг, когда заказы на КДЛ‑услуги отдаются частной лаборатории; инвестиционный проект, частная инициатива, концессия; «государственная централизация» – перестройка лабораторной службы за счет регионального бюджета.
Существенно тормозит процесс повсеместной централизации, считают сенаторы, отсутствие четкого понимания, за чей счет создается такая служба. «В настоящее время финансирование ЦЛ может осуществляться из бюджета, из средств Фонда обязательного медицинского страхования, путем выделения централизованных квот различного уровня и др. Наиболее распространенная модель финансирования ЦЛ включает оплату исследований, выполненных по направлению амбулаторно-поликлинических учреждений из фондов ОМС с соответствующими вычетами из объемов финансирования ЛПУ, направивших материал на исследование», – уточняют члены Комитета по социальной политике.
При этом проблемы с финансированием возникают при оплате исследований, выполненных в стационарах и бюджетных ЛПУ (психоневрологические диспансеры и другие), так как больницы получают деньги за законченный случай.
Поэтому, указывают авторы документа, Минздраву необходимо разработать «технологические карты методов лабораторной диагностики», а ФФОМС – систему региональных коэффициентов для тарифов на лабораторные исследования.
Еще одна значимая проблема – нехватка специалистов с высшим и средним медицинским образованием, отмечают в Совфеде. Реальная укомплектованность врачами составляет менее 40%. Вопрос кадрового обеспечения нужно решать путем последовательного повышения квалификации профильных врачей, считают авторы письма. Причем добиваться этого нужно не только Минздраву, но и руководству субъектов страны.Также главам регионов следует заранее построить логистическую карту – маршрут, по которому будут следовать образцы для исследований.
В Минздраве и Фонде ОМС оперативно прокомментировать эту инициативу не смогли.
В России, по оценкам ФЛМ, существуют 8 тысяч клинико-диагностических лабораторий, они выполняют более 3,5 млрд анализов в год. По данным BusinesStat, в 2016 году объем рынка лабораторной диагностики достиг 74,4 млрд рублей, из них 34,3 млрд рублей пришлись на услуги, оказанные в системе ОМС.