21 Мая 2024 Вторник

В Госдуме предложили создать реестр операторов по обращению с медотходами
Полина Гриценко
Мединдустрия
24 мая 2023, 20:01

Фото: freepik.com
2526

Группа сенаторов и депутатов 23 мая внесла в Госдуму обновленный законопроект, регулирующий работу с медотходами. Мусор класса «А» предложено приравнять к твердым коммунальным отходам (ТКО). Отходами же классов «Б» и «В» и частично «Г» будут заниматься специализированные операторы. Прежний законопроект, который допускал традиционных мусорных операторов до работы с большей частью медотходов после их обеззараживания, отозван.

Для работы с медотходами класса «А» будет использована инфраструктура по обращению с ТКО, с ними будут работать привычные региональные операторы. Но это не распространяется на отходы классов «Б» и «В» после обеззараживания, говорится в законопроекте. «Такие отходы нецелесообразно сортировать из-за малого количества вторичных ресурсов, которые могут быть извлечены», – говорится в пояснительной записке. Кроме того, люди, работающие на сортировке, рискуют заразиться инфекционными и другими заболеваниями, если медотходы обеззаражены ненадлежащим образом.

Это утверждение противоречит положениям законопроекта, внесенного в Госдуму в апреле. Тогда медотходы классов «А», а также «Б», «В», «Г» предложили приравнять к другим отходам производства и потребления после обеззараживания и паспортизации, что позволило бы работать с ними традиционным «мусорным» операторам. Документ получил отрицательный отзыв правового управления аппарата Госдумы и был отозван тогда же, 23 мая. Управление посчитало, что законопроект потребует дополнительных расходов: клиники должны будут платить за негативное воздействие на окружающую среду, а в случае государственного медучреждения это средства федерального бюджета или Фонда ОМС. Значит, законопроект надо согласовывать перед внесением в Госдуму с Правительством РФ.

Новая же версия документа предполагает, что с медицинским мусором классов «Б», «В» и «Г» (за исключением I и II классов опасности) будут работать операторы по обращению с медотходами. При этом речь не идет об институте региональных операторов, как в системе по обращению с ТКО. Операторы по медотходам войдут в специально создаваемый реестр, который будут вести регионы на основании выдаваемых Роспотребнадзором заключений. Клиники смогут заключить договоры на обращение с медотходами этих классов только с участниками реестра.

Законопроект также регламентирует, что операторы смогут передавать отходы для обезвреживания, утилизации и захоронения только на площадки из еще одного специально создаваемого реестра. Клиники будут отчитываться Роспотребнадзору об объеме образованных и переданных медотходов, а операторы – о том, как их утилизировали.

Отдельные виды медотходов класса «Г» будут передаваться федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности, класса «Д» – национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами.

В законопроекте также прописаны приоритетные способы утилизации. Обеззараживать медотходы предпочтительнее физическими, нежели химическими методами. Термическое обезвреживание имеет приоритет над другими методами обезвреживания и захоронения.

Медотходы не относятся к отходам производства и потребления (89-ФЗ). Обращение с медотходами в клиниках регулируется 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и специальным СанПиНом. Но эти документы не регламентируют, что происходит с отходами после их передачи транспортирующей организации.

С медотходами класса «А» часто работают региональные операторы по обращению с ТКО, и это их право подтверждалось в судах. Отходы же классов «Б», «В» и «Г» нередко попадают на несанкционированные свалки, а их вывозом из медучреждений зачастую занимаются компании, не имеющие необходимых технических средств и квалификации, поскольку эта деятельность не лицензируется (за исключением опасных отходов).

По данным Минздрава России, в 2021 году затраты по обращению с медицинскими отходами составили 9,2 млрд рублей, из которых 6,9 млрд рублей пришлись на средства ОМС, а еще на 2 млрд рублей были проведены за счет субвенций ФОМС. Региональные бюджеты потратили 1,7 млрд рублей, а еще 0,6 млрд рублей было потрачено из средств ДМС и платных услуг.

Источник: Система обеспечения законодательной деятельности

Картина дня: дайджест главных новостей от 20 мая 2024 года

Страховые случайности. Как Верховный суд трактовал спорные аспекты расходования средств ОМС

Соцфонд разработал правила работы информсистемы для обеспечения населения ТСР

Регулятор изменил порядок выдачи документа для получения льгот на комплектующие для медизделий

В Сеченовском университете открыли программу магистратуры по нанотехнологиям в медицине

Скончался президент Российского общества терапевтов Анатолий Мартынов

На достройку Камчатской больницы снова выделили почти миллиардный транш

Денис Мантуров будет курировать работу Минпромторга и соцразвитие УрФО

ВСП просит Минздрав расширить программу по борьбе с ССЗ

С Днем фармацевтического работника!