«Речь идет сейчас о том, что и медицинские федеральные научные учреждения, и вузы финансируются через ФОМС [Фонд обязательного медицинского страхования. – Vademecum] и, как правило, это все приводит к ненужной конкуренции в городах и областях <…> Но при этом помощь через ФОМС им идет, если хотите, в последнюю очередь, потому что в первую очередь финансируют свою медицинскую сеть, свои больницы регионы, во вторую очередь финансируют научные центры и вузовские медицинские центры», – отметил Володин.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко согласился с Володиным. Из-за конкуренции на региональном уровне, по его мнению, финансирование федцентров не должно быть снижено. «Понятно, что своя рубашка ближе к телу, но подчас ситуация получается такая, когда необходим сложный случай, трудный диагноз, то нужно федеральное учреждение», – добавил он.
Министр назвал ситуацию «назревшей» в том числе в части межтерриториальных расчетов (МТР), признав, что существует проблема с финансовым наполнением и содержанием федучреждений. В Минздраве, по его словам, есть проект, решающий эту проблему, его ведомство готово обсудить с депутатами.
«В любом случае его [федеральное медучреждение. – Vademecum] должны содержать, у него другой функционал, у него другие возможности и, соответственно, другой уровень специалистов, которые имеют больший опыт. Конечно же, для того чтобы был опыт, нужна практика», – резюмировал он.
В феврале 2020 года заместитель министра здравоохранения Наталья Хорова озвучила возможность создания так называемого 86-го региона, обособленного сегмента в бюджете ФФОМС, – он должен решить проблему недофинансирования федцентров.
Затем создание отдельного сегмента для федеральных центров в бюджете федерального фонда с 2022 года анонсировал Минздрав, представив проект поправок в 323-ФЗ и 326-ФЗ. В пояснении к законопроекту ведомство отмечает «несбалансированность» территориальных программ ОМС из-за того, что медучреждения вынуждены взыскивать через суд объемы медпомощи, оказанной сверх установленного комиссией по разработке терпрограмм лимита.
Проблема МТР, когда медпомощь пациенту, застрахованному в одном регионе, оказывается в другом, обострилась в конце 2019 года. Тогда региональные ТФОМС задолжали порядка 13 млрд рублей Московскому городскому фонду ОМС. Ключевые операторы МТР – федеральные медучреждения. Например, генеральный директор НМИЦ радиологии Андрей Каприн говорил, что задолженность субъектов по оплате медпомощи в 2019 году перед его учреждением составляет 580 млн рублей, при этом объемы спецмедпомощи и высокотехнологичной медпомощи в 2020 году снизились. Жаловались на нехватку объемов и другие московские федеральные медучреждения.
Хотя напрямую в нормативно-правовой инициативе Минздрава о МТР не говорится, создание 86-го региона задумывалось как способ дофинансирования медпомощи, оказанной иногородним пациентам, говорили Vademecum близкие к ФФОМС источники. По информации Vademecum, инициатива была подготовлена еще при прежней главе фонда Наталье Стадченко. Разобраться с МТР Михаил Мурашко поручил и недавно возглавившей Федеральный фонд ОМС Наталье Черняковой.
В Счетной палате РФ ранее отметили недостаточное финансирование территориальных программ госгарантий в 2017 и 2018 годах, из-за того что регионы установили подушевой норматив финансирования ниже значения, утвержденного Правительством РФ. В результате расчетный дефицит финансового обеспечения программ на 2017 год составил более 81 млрд рублей, на 2018 год – более 65 млрд рублей. В Минздраве также признавали дефицит терпрограмм в 28 регионах по итогам 2019 года.