Впервые об этом в Совете Федерации в конце февраля 2020 года рассказала замминистра здравоохранения РФ Наталья Хорова.
«Мы сейчас в министерстве работаем над возможностью повышения эффективности финансирования, в том числе федеральных учреждений. Также рассматриваются несколько вариантов, в том числе создания в системе фонда ОМС так называемого 86 региона, чтобы финансирование и объемы помощи учитывались. Никаких решений не принято, но мы эту тему активно обсуждаем», – сказала тогда она.
Однако близкие к Минздраву и Федеральному фонду ОМС источники Vademecum уточнили, что решение не просто активно обсуждается, а будет принято в ближайшее время, так как проблема недофинансирования региональных программ ОМС все сильнее сказывается на работе подведомственных Минздраву федеральных центров. Например, перед НМИЦ радиологии, по информации Vademecum, долг терфондов ОМС в 2019 году составил 580 млн рублей.
Практически все федеральные центры, расположенные в Москве, столкнулись с этой проблемой еще осенью 2019-го, когда Московский городской фонд ОМС отказался оплачивать «сверхобъемы» – медпомощь, оказанную сверх объемов, установленных Комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Фонд предлагал либо поставить пациентов в лист ожидания, либо перенаправить в медучреждения, подведомственные Депздраву Москвы.
«Позиция региональных властей понятна – финансовый ресурс ограничен, они заинтересованы в оказании медпомощи в своих медучреждениях, в закупках расходных материалов, переоснащении и стройках. Есть сложности и с финансированием, и с планированием, соответственно, нужен механизм для покрытия дефицита программ и обеспечения высокотехнологичной и специализированной медпомощи. Эту проблему и призван разрешить 86-й регион», – пояснил Vademecum директор одного из федеральных центров.
Серьезность намерений подтверждает и анонс, опубликованный Минздравом 3 апреля. Ведомство планирует внести поправки в 323-ФЗ и 326-ФЗ, создав «обособленный сегмент» в бюджете ФФОМС. В Минздраве усматривают риски снижения доступности медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в зависимости от решения Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Сейчас «сверхобъемы» приходится взыскивать через арбитражные суды и эта практика, считают в ведомстве, приводит к «несбалансированности» терпрограмм.
Подробнее о причинах и последствиях внедрения нового механизма – в свежем номере журнала Vademecum.