Согласно законопроекту, волеизъявление осуществляется в письменном виде, заверяется руководителем медицинской организации или нотариально. Врач считает, что более эффективной была бы фиксация волеизъявления на портале госуслуг, предусматривающая возможность изменения мнения заявителя. По мнению Каабака, протокол волеизъявления должен предполагать как согласие, так и отказ от посмертного донорства.
«В статье 7 перечисляются донорские органы, которые могут пересаживаться. Среди них нет редко, но все же пересаживаемых – таких, например, как лицо, руки. В нашей стране они пока не пересаживались, но такие трансплантации в мире выполняются», – отметил Михаил Каабак, добавив, что также считает нецелесообразным запрет на пересадку матки и эндокринных желез.
Предложенную редакцию статьи законопроекта, посвященную формированию и ведению федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, Каабак назвал спорной, уточнив, что регистр реципиентов не предполагает наличия персональных данных, что не позволит отслеживать результаты трансплантации.
Закон о донорстве готовился на протяжении пяти лет. В сентябре 2018 года министр здравоохранения Вероника Скворцова анонсировала завершение работы над законопроектом и создание Федерального регистра волеизъявлений о донации органов.
Минздрав представил законопроект в конце декабря 2019 года. Документ вводит четыре статуса для доноров: потенциальный донор (любой умерший пациент), приемлемый донор (пациент без медицинских противопоказаний для донорства), реальный донор (пациент, в отношении которого нет прижизненного отказа от донорства, включая подобное заявление родственников в течение трех часов с момента получения ими информации о смерти). Статус реального донора дает медикам право изъять органы.
Общественное обсуждение законопроекта продлится до 20 января 2020 года. В случае одобрения документ вступит в силу с 1 июня 2021 года.