Стратегию подготовило Минэкономразвития с целью создания «предпосылок для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках». Авторы признают, что по индексу медицинского туризма (MTI) состояние отечественного здравоохранения оценивается как низкое.
Тем не менее, по данным Минздрава РФ, въездной медицинский туризм не просто существует, но и развивается: за 2016-2017 годы число иностранных пациентов выросло с 20 тысяч до более 110 тысяч человек, а медучреждения заработали на этом около $250 млн.
Российская медицина привлекает жителей СНГ, Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Израиля, Германии, Скандинавии и других стран. Нацпроект «Здравоохранение» предполагает четырехкратный рост объема экспорта в деньгах – до $1 млрд до 2025 года. Количество приезжих пациентов должно увеличиться с 432 тысяч в 2018 году до 1,2 млн человек в 2024-м.
Потенциал видится авторам документа в таких направлениях, как кардиология, онкология, офтальмология, нейрохирургия. «В целом на сегодняшний день медицинские услуги в Российской Федерации отличаются более низкими ценами по сравнению с лечением в Соединенных Штатах Америки, Германии, других западных странах, Израиле», – говорится в стратегии.
Среди барьеров – незнание медиками языков, неразвитость инфраструктуры для привлечения медицинских туристов, сложности с получением визы, телемедициной, устаревшая материально-техническая база санаториев, дефицит кадров, отсутствие международного продвижения медицинских возможностей.
Еще одна проблема – отсутствие страхования профессиональной ответственности, точнее его низкая распространенность. «Врачи зачастую отказываются от лечения иностранных пациентов, так как боятся зарубежных судебных разбирательств и больших сумм компенсации при совершении врачебной ошибки», – отмечают авторы документа.
Кроме того, в России отсутствует какая-либо обязательная сертификация или аккредитация медицинских учреждений на соответствие национальным или международным стандартам, говорится в стратегии. В пример приводится система аккредитации JCI.
«По причине высокой стоимости внедрения таких стандартов поставщики медицинских услуг нуждаются в финансовой помощи», – отмечают авторы стратегии. Оказание такой поддержки является одним из приоритетных направлений, указывают они. Также деньги могут потребоваться на получение других сертификатов и открытие иностранных представительств.
Международная организация JCI с 1994 года занимается оценкой медучреждений по собственным критериям безопасности и качества медпомощи. В России сертификат JCI есть у Больницы скорой медицинской помощи в Набережных Челнах, московских ОАО «Медицина», сети, объединяющей стоматологии «Дентал Фэнтези», Belgravia Dental Studio и многопрофильную детскую клинику «Фэнтези». В 2018 году аккредитацию прошел Госпиталь EMC на Щепкина, ведет работу в этом направлении и ГК «Медси».
«JCI дает возможность вам аргументированно, в цифрах, говорить с персоналом о любой теме, по которой работаете. У вас есть цифры – четко прописано, что надо делать. Я думаю, это дает нам возможность говорить с позиции того, что мы можем быть лучшими по качеству медицинской помощи. Если по 10-балльной шкале, думаю, что я оценил бы соответствие ожиданиям от JCI на восемь», – говорил в декабре 2018 года на конгрессе Vademecum MedDay президент АО «Медицина» Григорий Ройтберг.
Подробнее узнать о JCI можно, прочитав интервью основателя ГК «Фэнтези» Владимира Александровского и посмотрев выступление консультанта JCI Корнелии Фьяуш на Vademecum MedDay.