Аналитические компании KPMG и BusinesStat одновременно зафиксировали смещение пациентов из системы обязательного медицинского страхования в сегмент коммерческих медуслуг, как легальных, так и «теневых». Снижение доступности медпомощи, оказываемой за счет ОМС, а также отсутствие роста расходов работодателей на ДМС обещают в ближайшие два года устойчивое увеличение платежей за медуслуги из своего кармана в частных клиниках и платных отделениях государственных больниц – в среднем на 5,9% ежегодно.
По оценкам BusinesStat, в 2016 году натуральный объем российского рынка медуслуг сократился на 2,5% и составил 1,5 млрд приемов. Отрицательная динамика вызвана следующими встречными тенденциями: из-за снижения доступности медпомощи за счет ОМС из-за оптимизации государственного здравоохранения и сокращения наполнения корпоративных программ ДМС пациентам все чаще приходится самостоятельно платить за медуслуги, но из-за снижения реальных доходов не все могут себе это позволить. Именно поэтому пациенты все чаще пользуются так называемыми теневыми платежами (врачу в карман) или лечатся самостоятельно.
В денежном выражении объем рынка вырос на 4,7% (по сравнению с аналогичным показателем 2015 года) и достиг 2,2 трлн рублей, как раз за счет роста расходов россиян на медуслуги в легальном и «теневом» секторах. «При этом в секторе теневой медицины заметный вклад в рост стоимостного объема внесло увеличение числа медицинских приемов. Это означает, что, пока спрос на большинство товаров и услуг не восстановится, неофициальные платежи врачам «лично в руки» будут востребованы», – отмечают аналитики BusinesStat.
Их коллеги из KPMG считают, что по тем же причинам сохранится и тенденция притока новых пациентов в сегмент легальной коммерческой медицины (включает услуги частных клиник и коммерческих отделений государственных больниц) «преимущественно в нижнем ценовом сегменте». Ежегодный рост личных расходов пациентов на медицину из своего кармана прогнозируется на уровне 5,9%, а доля этих расходов в сегменте легальной коммерческой медицины к 2019 году достигнет 57% в структуре всех платных медуслуг (ОМС, ДМС, легальная и теневая коммерческая медицина). «Темпы роста этого сегмента в 2016 году уже превысили аналогичный показатель по ДМС (6,7%) и теневому сектору (7,3%)», – уточнили в KPMG.
В нынешнем году число приемов врачей снизится еще больше – до 1,49 млрд, что на 1,6% ниже, чем в 2016 году. Этот фактор, помноженный на снижение доходов россиян, отразится на стоимостном объеме рынка: по прогнозам BusinesStat, темы прироста замедлятся и в 2017 году объем рынка достигнет 2,4 трлн рублей, что лишь на 2,9% выше аналогичного показателя 2016 года. Восстановление положительной динамики ожидается в 2018 году.
В KPMG предполагают, что этому может поспособствовать политика государства в отношении россиян, уклоняющихся от налогов. Перспектива ограничения доступа к медпомощи в системе ОМС может подтолкнуть таких людей к сегменту легальной коммерческой медицины или ДМС. Другой группой потенциальных клиентов российских клиник являются иностранные пациенты, поток которых со снижением курса рубля усилился. По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, в 2016 году на лечение в Россию приехали 13,5 тысячи иностранцев. Позитивно на объеме сегмента легальной коммерческой медицины могут сказаться и многочисленные телемедицинские проекты.
На реальных пациентов необходимо ориентироваться и страховым компаниям – операторам ДМС. «Драйвером роста для ДМС могут стать страхователи – физические лица, если для них появятся более привлекательные по цене предложения. Это касается, прежде всего, сотрудников предприятий среднего бизнеса, лишившихся полисов ДМС. Некоторые из таких пациентов перешли в сегмент ЛКМ или теневой сектор, затраты в котором традиционно ниже, чем в других сегментах, однако появление на рынке привлекательных программ ДМС может изменить их потребительское поведение», – считает Виктория Самсонова, руководитель практики по работе с компаниями в сфере здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ. За счет наращивания продаж программ ДМС среди физлиц страховщики пытаются вывести отрасль из стагнации уже давно. Правда, особенных успехов в этом пока не достигли – основной объем премий по ДМС по-прежнему обеспечивают корпоративные страхователи, и в последние два года этот показатель практически не изменился.
Выводы аналитиков подтверждают и результаты исследований Научно-исследовательского финансового института при Минфине, опубликованные в декабре 2016 и в январе 2017 годов. Общие расходы на здравоохранение в России составляют 5,6% ВВП, что значительно меньше, чем в других развитых странах (10% ВВП), при этом значительная доля приходится на так называемые частные расходы на медицину (прямые платежи пациентов за медуслуги и ДМС). В 2014 году они составили 37,4% от общих расходов на здравоохранение (прямые платежи граждан – 35,1%). В странах ОЭСР частные расходы на здравоохранение составляют примерно 27,3%, из которых 20,2% составляют прямые платежи. По рекомендациям ВОЗ, размер прямых платежей составляет 15–20%. Повышенные частные расходы на медицину в России, считают в НИФИ, прежде всего связаны с недостаточным госфинансированием системы здравоохранения.
В отчете «Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года» НИФИ предлагает два сценария дальнейшего финансирования здравоохранения: инерционный (общие расходы составят 5,8% ВВП) и форсированный (общие расходы составят 7,8% ВВП). Воплощение в жизнь первого сценария предполагает небольшой рост финансирования системы здравоохранения со стороны государства в течение нескольких лет, однако при этом россияне будут платить из своего кармана за медуслуги либо столько же, сколько в 2017 году, либо еще больше. При реализации второго сценария – значительном росте финансирования за счет системы ОМС и государства – расходы россиян на медицину сократятся до 25%. Автор отчета, советник директора НИФИ Николай Авксентьев отмечает, что с учетом текущей экономической обстановки в России, заложенных бюджетом ФОМС денежных средств, а также бюджетных прогнозов на плановый период 2017–2019 годов, государственных расходов на здравоохранение может не хватить даже на пессимистичный инерционный сценарий, поэтому рост трат пациентов на лечение неизбежен.