Исследование проводилось методом экспертного формализованного онлайн-опроса с 20 августа по 2 сентября 2020 года, выборка – целевая. Исследователи проинформировали 1 460 НКО России о проведении опроса. В исследовании принял участие 41 эксперт из пациентских НКО.
Наименее доступным эксперты назвали лечебное питание (3,2 балла) и медицинские изделия (3,3 балла). При этом «совершенно недоступными» их назвали 48% экспертов, а 20% уточнили, что они «скорее недоступные». Только две организации из опрошенных назвали инновационные медицинские изделия в своей сфере «полностью доступными».
Эксперты дали низкую оценку и доступности лекарственных препаратов. «Совершенно недоступными» их назвали 45% респондентов, «скорее недоступными» – 12,5%, «скорее доступными» – почти 43%.
Основными барьерами для высокой доступности инноваций в отечественной медицине эксперты пациентских НКО считают бюрократию, которая определяет сложность системы регистрации инноваций (например, долгая регистрация в Минздраве, а также затянутое включение в перечни ЖНВЛП и 12 ВЗН) – так ответили 29%. Среди других барьеров – завышенная стоимость инновационных технологий из-за госполитики, которая мешает их регистрации (22%), несовершенство нормативно-правовой базы (17%) и недостаток финансирования (15%).
В декабре 2018 года Дмитрий Медведев, бывший тогда премьер-министром, поручил Правительству РФ проработать механизм синхронизации нацпроектов «Здравоохранение» и «Наука» для внедрения в отечественную медицину инновационных методик и продуктов. Акцент на разработку и ввод в обращение инновационных препаратов и медизделий ставится в разрабатываемых Минпромторгом России стратегиях «Фарма-2030» и «Медпром-2030».
Среди заявленных ведомством целей – развитие международного потенциала российских разработчиков и фармпроизводителей, стимулирование инноваций и собственных разработок для дальнейшего развития экспорта.
В марте 2019 года в ходе опроса, проведенного на сайте Vademecum, около трети участников не смогли дать определение понятию «инновационный препарат». В то же время более 60% респондентов признались, что в клинической практике и организационной деятельности им в той или иной степени недостает инновационных продуктов.