Как указано в пояснительной записке к разработанному Минздравом законопроекту, в настоящее время в реестре отсутствует полная информация о здравницах, относящихся к «силовым» ведомствам, и частных курортах, удельный вес которых достаточно велик, а целесообразность представления статистической информации, характеризующей инфраструктуру и деятельность санаторно-курортных организаций, является очевидной для отрасли.
Предполагается, что после вступления закона в силу на основе государственного реестра будет сформирована наиболее полная база данных о курортах России с интерактивной картой, информацией из которой смогут пользоваться все заинтересованные лица – от органов власти до инвесторов и отдыхающих. В перспективе намечена интеграция реестра с другими федеральными информационными системами, в том числе с кадастровой базой Росреестра, содержащей характеристики и сведения о правах на объекты недвижимости.
Порядок ведения государственного реестра курортного фонда был определен приказом Минздравсоцразвития РФ в августе 2007 года с целью учета и развития потенциала отечественных здравниц. В соответствии с принятой в ноябре 2018 года Стратегией развития санаторно-курортного комплекса РФ, к 2024 году в реестр должны войти не менее 90% профильных организаций. Полномочия по ведению реестра переданы ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава РФ.
В декабре 2018 года Росздравнадзор пригрозил санкциями санаториям за передачу в реестр неполных или недостоверных сведений, пообещав квалифицировать отсутствие сведений об организации в базе данных как нарушение лицензионных требований.
По данным Минздрава РФ, по состоянию на конец 2019 года в реестр курортов включены данные о 95,21% российских санаториев.