Идею создания «дорожной карты» представители страхового сообщества (ВСС, ФФОМС), Всероссийского союза пациентов и ОНФ предложили на Всероссийском консилиуме заслуженных врачей РФ 28 июня. «Мы очень надеемся, что в ближайшее время удастся пообщаться с теми, кто участвовал в этом консилиуме и входил в оргкомитет. Большое жюри выдавало «листы доверия». Мы их получили от «Народного фронта», Совета Федерации, ФФОМС, пациентского сообщества. Я надеюсь, что взаимодействие с коллегами позволит приблизить какое-то решение», – сообщил Vademecum вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.
В «дорожной карте» говорится, что сегодня программа госгарантий и бюджет здравоохранения не конкретизированы и не лимитированы, а финансового обеспечения системы ОМС недостаточно. Кроме того, прослеживается дисбаланс между обязательствами, полномочиями, ресурсами и ответственностью участников системы ОМС, а врачи недостаточно заинтересованы в конечном результате лечения из-за отсутствия какой-либо связи между трудозатратами и зарплатой. Как следствие – недостаточный уровень качества и доступности медпомощи.
«Действующая система финансирования здравоохранения ориентирована на содержание инфраструктуры, а не на оплату оказанной медицинской помощи. Врачи мало зарабатывают, это снижает их мотивацию работать на результат, в связи с этим пациент не является главным приоритетом системы. Переход на «рисковую» систему страхования, где расходы на медпомощь и часть страховых рисков ложатся на страховые компании, призван нормализовать ситуацию», – сказал президент ВСС Игорь Юргенс.
«Дорожная карта» предполагает масштабные изменения. В 2018 году, например, предлагается создать Совет здоровья нации при Президенте РФ, который определит «приоритетные направления реформ в сфере охраны здоровья», и рабочую группу, которая проанализирует финансовое состояние системы медпомощи. Затем предстоит централизовать сеть фондов ОМС. Об этом ранее говорила и министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
«Мы работаем сейчас в ситуации, когда есть лишь формальная управляемость терфондами ОМС, руководство которых назначается администрацией регионов. Безусловно, у нее есть техническая возможность выстраивать некую собственную модель работы на территории региона, – рассказал Дмитрий Кузнецов. – Это касается и работы со страховыми организациями, своеобразного представления о том, какой должна быть информсистема, как проводить экспертизу, как применять те или иные «карательные» меры. Абсолютной управляемости «системой ОМС региона» со стороны председателя Федерального фонда ОМС сегодня нет».
Также в «дорожной карте» содержится предложение о внедрении пилотных проектов в четырех-пяти регионах. В них, по словам Юргенса, можно попробовать сконцентрировать «на лучших врачах, лучших лечебных учреждениях» средства системы ОМС. Инструментом в данном случае могли бы послужить рейтинги клиник и врачей, составленные по итогам экспертизы, которую проводят страховые компании. Тиражировать этот опыт предполагается в 2025 году.
«Дальше должна измениться система взаимоотношений медицинских учреждений и врачей, пациентов и плательщиков услуг (страховщиков) – финансовые потоки должны в приоритете следовать на оплату труда хорошо работающих врачей. Основная сложность в том, что это требует долгосрочных системных изменений и может повлечь неоднозначное восприятие в обществе. Может встать вопрос о том, что части врачей требуется повышение квалификации, и с учетом существующего недостатка врачебных кадров, реформа может занять длительное время, прежде чем появятся качественные результаты. Создание Совета при президенте и политическая воля позволят решить этот вопрос «вдолгую», – пояснил руководитель рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков, директор по развитию компании «АльфаСтрахование – ОМС» Александр Трошин.
Параллельно может быть разработана нормативно-правовая база для новой модели. В 2020 году планируется разработать программу госгарантий, обновив методики расчета дифференцированного подушевого норматива. На 2022 год намечены появление закона об обязательном страховании профессиональной ответственности и внедрение новой системы оплаты труда медиков. «Также в этот период будет необходимо принять и реализовать закон и подзаконные акты по лекарственному страхованию, ввести ограничения деятельности медорганизаций, не выполняющих лицензионные требования», – говорится в посвященном инициативе докладе.