ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

22 Января, 21:46
22 Января, 21:46
66,36 руб
75,55 руб

Новый статус клинических рекомендаций: мнения

Дарья Шубина
4 Мая 2018, 10:28
Фото: folister.ru

Правительство РФ направило на рассмотрение Госдумы проект поправок к ФЗ №323 «Об охране здоровья», впервые объясняющий понятие «клинические рекомендации». После того как закон будет принят, клинические рекомендации будут учитываться при организации оказания медпомощи, также как порядки и стандарты. Более того, на основе клинических рекомендаций будут формироваться критерии оценки качества медпомощи. Разработкой и утверждением этих документов займутся «медицинские профессиональные некоммерческие организации», а перечень заболеваний, которые должны быть описаны в клинических рекомендациях, установит Минздрав. Vademecum собрал экспертные мнения на этот счет.

Я посмотрел клинические рекомендации по онкологии на сайте Минздрава – они написаны как научный документ. Как его использовать для контроля качества лечения? В рекомендациях для рака легкого, например, говорится, что можно применять рентгенографию и компьютерную томографию, эндоскопические методы диагностики, но приоритеты не расставлены, не указаны сроки, критерии качества, требования к оборудованию. Рекомендации сейчас выглядят как учебник, разработанный не сообществом, а отдельными медучреждениями. Они отвечают на вопрос, какие методики в принципе в тех или иных случаях могут применяться. И как такой документ может быть обязательным? Если бы в нем хотя бы говорилось, что врач не должен применять то, что там не указано. Это упростило бы дискуссии с разработчиками, например, термографии для диагностики рака молочной железы. Мы смогли бы им ответить: этой методики нет в рекомендациях, значит, она не применяется. Пока же рекомендации недоработаны и носят по большей части теоретический характер. Их надо переделывать, и на это потребуются ресурсы – нужно затратить рабочее время, а не просто доверить этот вопрос ассоциациям. Необходимо разработать требования к самим документам, заранее определить статус экспертов, иначе это будут разные документы для каждой отрасли медицины.

Сергей Морозов, главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор Научно‑практического центра медицинской радиологии

Отношение к клиническим рекомендациям у меня строго положительное. Они подразумевают стандартизацию работы врача, алгоритмов диагностики и варианты лечения, из чего вытекают обязательные требования к оснащению учреждений. Но за клиническими рекомендациями должно быть определенное экономическое обоснование, потому что разные уровни оказания медпомощи требуют разного оснащения и лекарственного обеспечения. И надо понимать, в каких случаях государство готово предоставить гарантии. Так что, принимая некие клинические рекомендации, мы должны укладываться в такой «экономический коридор», который позволит нам выполнить все заявленные задачи. Есть и другая сторона медали. Многие опасаются, что слишком жесткое следование постулатам препятствует развитию. Эти опасения излишни: в любом государстве должна быть четко отрегулированная система, кому и что дозволено. Есть лицензированные учреждения в составе НИИ и федеральных центров. Вот они и должны заниматься разработкой и апробацией новых технологий, а уже на основе их изысканий метод может войти в рекомендации. На мой взгляд, необходимо составить перечень таких научно‑клинических учреждений. Ограничивать развитие медицины нельзя, но любой «выход за рамки» должен быть регламентирован. Клинические рекомендации могут стать инструментом, который позволит исключить случаи, когда врач позволяет себе некие вольности в лечении. 

Дмитрий Семенов, директор Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского 

Клинические рекомендации – это очень важная вещь, потому что в мире именно они находятся в центре здравоохранения, определяя и устанавливая собственно систему здравоохранения. Они должны ложиться в основу медицинского образования, оказания медицинской помощи и контроля ее качества, а также предопределять условия оказания медицинской помощи, то есть лицензионные требования к медицинским организациям. Но у нас они обсуждаются вне этого контекста и остаются вещью в себе. К чему это приводит? Например, к тому, что критерии качества у нас появились, а вот полноценного института лицензионных требований к медорганизациям как не было, так и нет. До сих пор у людей в нашей системе здравоохранения остается разное представление о том, что такое клинические рекомендации, для чего они нужны и к каким последствиям должны приводить.  У меня однажды была дискуссия с одним высокопоставленным чиновником. Он сказал: «Ты знаешь, вот мы с тобой сейчас спросим трех уважаемых людей из системы здравоохранения, и они все дадут разные версии о том, что же такое клинические рекомендации». И это правда. Минздрав говорит о том, что у нас есть 1 200 клинических рекомендаций. Про часть из них можно сказать, что это современные документы, но некоторые, очевидно, давно не обновлялись. Это, конечно, большая работа. Я постоянно говорю, что современную базу клинических рекомендаций не получится разработать и поддерживать усилиями общественных медицинских организаций. Те, кто сталкивался с этим, понимают, что это серьезная научная работа, которая должна быть институционализирована не самодеятельным образом, а в системе научных медорганизаций, обобщающих соответствующую медицинскую практику. На это потребуются серьезные деньги и постоянное приложение усилий. Сейчас же все рассчитывают на то, что в принципе вся эта система как-то сама собой установится, кто-то что-то будет для этого делать. В законопроекте есть попытка сделать клинические рекомендации обязательными. Врача, не соблюдающего клинические рекомендации или протоколы лечения, предлагается отправлять за счет медучреждения на повышение квалификации. Боюсь, что формула, по которой чем хуже ты работаешь, тем чаще ездишь в областной или даже в центр федерального округа для повышения квалификации за счет медорганизации, может привести к незаинтересованности системы в выявлении ошибок.

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России

Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Фармпроизводители и аптечные сети против дополнительного госрегулирования их отношений
Сегодня, 20:36
Краснодарские врачи обвинили местные паблики в ущербе репутации и выиграли суд
Сегодня, 20:19
В Перми с роддома требуют 30 млн рублей за случившуюся 30 лет назад подмену детей
Сегодня, 18:48
В России хотят ввести налоговый вычет по расходам на фитнес
Сегодня, 18:04
В Перми с роддома требуют 30 млн рублей за случившуюся 30 лет назад подмену детей
Сегодня, 18:48
Правительство выделило двум медвузам 72 млн рублей на создание симуляционных центров
21 Января 2019, 18:03
Стандарт оказания медпомощи при старческой астении предполагает госпитализацию на 10 дней
Минздрав РФ разработал стандарт оказания специализированной медицинской помощи при старческой астении. Обсуждение документа, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов, продлится до 1 февраля 2019 года.
21 Января 2019, 16:43
Минздрав прописал критерии независимой экспертизы качества медпомощи
21 Января 2019, 12:44
Важнейшие новости прошедшей недели
20 Января 2019, 9:34
Долги больниц Кемеровской области превысили 2 млрд рублей
Задолженность медучреждений Кемеровской области перед контрагентами превысила 2 млрд рублей. Об этом сообщил губернатор региона Сергей Цивилев.
18 Января 2019, 16:33
Губернатор Мурманской области предложила «Почте России» вместо пива продавать лекарства
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун подготовила обращение к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой и гендиректору «Почты России» Николаю Подгузову с просьбой организовать в отделениях «Почты России» продажу лекарств.
17 Января 2019, 15:32
Минздрав просит Госдуму заблокировать законопроект о создании курилок в аэропортах
17 Января 2019, 14:13
ФАС: в Нижнем Новгороде поставщики МИ организовали картель на 100 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области признало ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика» виновными в заключении антиконкурентного соглашения во время закупок медизделий для 19 крупнейших медучреждений области. Общая сумма аукционов, прошедших в 2016-2017 годах, превышает 100 млн рублей.
17 Января 2019, 12:57
Нюта Федермессер: законопроект о паллиативной помощи нуждается в принципиальных поправках
16 Января 2019, 21:01
Скандальные фото из Кузнецкой больницы помогут пензенским стационарам обновить коечный фонд
Пензенский губернатор Иван Белозерцев отреагировал на «койки из досок» в Кузнецкой больнице, заявив, что для всех стационарных медучреждений региона будут закуплены резервные койки.
16 Января 2019, 15:45
В Самарской области к 2022 году появятся 52 «бережливые поликлиники»
16 Января 2019, 14:42
Андрей Каприн прогнозирует рост числа онкопациентов на 1,5 млн человек
В ближайшие годы охват наблюдаемых онкобольных должен увеличиться как минимум на 1,5 млн человек, что потребует увеличения профильных мощностей, заявил на Гайдаровском форуме главный внештатный онколог Минздрава РФ Андрей Каприн.
16 Января 2019, 14:22
Регионы направили более ста заявок по нацпроектам «Здравоохранение» и «Демография»
Региональные власти направили рабочей группе президиума Госсовета по вопросам демографии и здравоохранения более ста заявок по профильным нацпроектам. Об этом сообщил на Гайдаровском форуме глава рабочей группы губернатор Томской области Сергей Жвачкин.
16 Января 2019, 11:32
Елена Истягина‑Елисеева
Член Общественной палаты РФ
«Толпа» тренеров должна будет получить образование, и не всегда бесплатно»
16 Января 2019, 9:05
Скворцова: к 2022 году будут созданы централизованные архивы медицинских данных
16 Января 2019, 8:30
Яндекс.Метрика