ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

15 Ноября, 15:28
15 Ноября, 15:28
68,00 руб
76,76 руб

Новый статус клинических рекомендаций: мнения

Дарья Шубина
4 Мая 2018, 10:28
Фото: folister.ru

Правительство РФ направило на рассмотрение Госдумы проект поправок к ФЗ №323 «Об охране здоровья», впервые объясняющий понятие «клинические рекомендации». После того как закон будет принят, клинические рекомендации будут учитываться при организации оказания медпомощи, также как порядки и стандарты. Более того, на основе клинических рекомендаций будут формироваться критерии оценки качества медпомощи. Разработкой и утверждением этих документов займутся «медицинские профессиональные некоммерческие организации», а перечень заболеваний, которые должны быть описаны в клинических рекомендациях, установит Минздрав. Vademecum собрал экспертные мнения на этот счет.

Я посмотрел клинические рекомендации по онкологии на сайте Минздрава – они написаны как научный документ. Как его использовать для контроля качества лечения? В рекомендациях для рака легкого, например, говорится, что можно применять рентгенографию и компьютерную томографию, эндоскопические методы диагностики, но приоритеты не расставлены, не указаны сроки, критерии качества, требования к оборудованию. Рекомендации сейчас выглядят как учебник, разработанный не сообществом, а отдельными медучреждениями. Они отвечают на вопрос, какие методики в принципе в тех или иных случаях могут применяться. И как такой документ может быть обязательным? Если бы в нем хотя бы говорилось, что врач не должен применять то, что там не указано. Это упростило бы дискуссии с разработчиками, например, термографии для диагностики рака молочной железы. Мы смогли бы им ответить: этой методики нет в рекомендациях, значит, она не применяется. Пока же рекомендации недоработаны и носят по большей части теоретический характер. Их надо переделывать, и на это потребуются ресурсы – нужно затратить рабочее время, а не просто доверить этот вопрос ассоциациям. Необходимо разработать требования к самим документам, заранее определить статус экспертов, иначе это будут разные документы для каждой отрасли медицины.

Сергей Морозов, главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор Научно‑практического центра медицинской радиологии

Отношение к клиническим рекомендациям у меня строго положительное. Они подразумевают стандартизацию работы врача, алгоритмов диагностики и варианты лечения, из чего вытекают обязательные требования к оснащению учреждений. Но за клиническими рекомендациями должно быть определенное экономическое обоснование, потому что разные уровни оказания медпомощи требуют разного оснащения и лекарственного обеспечения. И надо понимать, в каких случаях государство готово предоставить гарантии. Так что, принимая некие клинические рекомендации, мы должны укладываться в такой «экономический коридор», который позволит нам выполнить все заявленные задачи. Есть и другая сторона медали. Многие опасаются, что слишком жесткое следование постулатам препятствует развитию. Эти опасения излишни: в любом государстве должна быть четко отрегулированная система, кому и что дозволено. Есть лицензированные учреждения в составе НИИ и федеральных центров. Вот они и должны заниматься разработкой и апробацией новых технологий, а уже на основе их изысканий метод может войти в рекомендации. На мой взгляд, необходимо составить перечень таких научно‑клинических учреждений. Ограничивать развитие медицины нельзя, но любой «выход за рамки» должен быть регламентирован. Клинические рекомендации могут стать инструментом, который позволит исключить случаи, когда врач позволяет себе некие вольности в лечении. 

Дмитрий Семенов, директор Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского 

Клинические рекомендации – это очень важная вещь, потому что в мире именно они находятся в центре здравоохранения, определяя и устанавливая собственно систему здравоохранения. Они должны ложиться в основу медицинского образования, оказания медицинской помощи и контроля ее качества, а также предопределять условия оказания медицинской помощи, то есть лицензионные требования к медицинским организациям. Но у нас они обсуждаются вне этого контекста и остаются вещью в себе. К чему это приводит? Например, к тому, что критерии качества у нас появились, а вот полноценного института лицензионных требований к медорганизациям как не было, так и нет. До сих пор у людей в нашей системе здравоохранения остается разное представление о том, что такое клинические рекомендации, для чего они нужны и к каким последствиям должны приводить.  У меня однажды была дискуссия с одним высокопоставленным чиновником. Он сказал: «Ты знаешь, вот мы с тобой сейчас спросим трех уважаемых людей из системы здравоохранения, и они все дадут разные версии о том, что же такое клинические рекомендации». И это правда. Минздрав говорит о том, что у нас есть 1 200 клинических рекомендаций. Про часть из них можно сказать, что это современные документы, но некоторые, очевидно, давно не обновлялись. Это, конечно, большая работа. Я постоянно говорю, что современную базу клинических рекомендаций не получится разработать и поддерживать усилиями общественных медицинских организаций. Те, кто сталкивался с этим, понимают, что это серьезная научная работа, которая должна быть институционализирована не самодеятельным образом, а в системе научных медорганизаций, обобщающих соответствующую медицинскую практику. На это потребуются серьезные деньги и постоянное приложение усилий. Сейчас же все рассчитывают на то, что в принципе вся эта система как-то сама собой установится, кто-то что-то будет для этого делать. В законопроекте есть попытка сделать клинические рекомендации обязательными. Врача, не соблюдающего клинические рекомендации или протоколы лечения, предлагается отправлять за счет медучреждения на повышение квалификации. Боюсь, что формула, по которой чем хуже ты работаешь, тем чаще ездишь в областной или даже в центр федерального округа для повышения квалификации за счет медорганизации, может привести к незаинтересованности системы в выявлении ошибок.

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России

Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
СК: главврач Калининградского роддома распорядилась не спасать ребенка из-за высокой стоимости препарата
Сегодня, 15:08
Bayer добился пересмотра решения суда в патентном споре с «Нативой» по сорафенибу
Сегодня, 14:05
В Екатеринбурге открылась многопрофильная клиника со стационаром
Сегодня, 13:16
Лишь 3,7% сельских жителей готовы платить за медуслуги
Сегодня, 9:11
Минздрав посоветовал аналоги Акинетона, на «исчезновение» которого жаловались врачи
14 Ноября 2018, 21:32
Правительство РФ расширит определение паллиативной медпомощи
13 Ноября 2018, 8:54
«Р-Фарм» зарегистрировала уже третий в 2018 году препарат для лечения ВИЧ
12 Ноября 2018, 16:50
Минздрав РФ дополнительно закупил препараты крови на 569 млн рублей
Министерство здравоохранения РФ дополнительно закупило на 2018 год по лекарственным госпрограммам «Семь нозологий» и лечению орфанных заболеваний  45,5 млн единиц фактора свертывания крови VIII и 4,5 млн единиц антиингибиторного коагулянтного комплекса («Фейба») на общую сумму 568,6 млн рублей. Соответствующие извещения размещены на сайте госзакупок.
12 Ноября 2018, 14:06
Минздрав может сократить закупки АРВ-препаратов в 2019 году
Министерство здравоохранения РФ в 2019 году может сократить закупки антиретровирусных препаратов (АРВ) по программе обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе с сочетаниями вирусов гепатитов B и С. Это следует из предварительного плана закупок, представленного на совещании с фармпроизводителями, состоявшемся в конце октября 2018 года в Минздраве.
12 Ноября 2018, 12:07
На систему клинико-статистических групп для оплаты медпомощи перешли 79 регионов
9 Ноября 2018, 15:03
Минздрав Ростовской области хочет инициировать уголовное дело в отношении перинатального центра
Минздрав Ростовской области обратился в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела в связи с грубыми нарушениями при проведении закупок в областном перинатальном центре. Об этом сообщает пресс-служба регионального Минздрава.
9 Ноября 2018, 12:33
Минздрав обновит список медцентров, которые могут заниматься забором и трансплантацией органов
9 Ноября 2018, 11:26
Минздрав Сахалинской области пообещал минимизировать сокращения кадров при реорганизации роддома
8 Ноября 2018, 18:20
СП: ни в одном регионе не выстроена система телемедицинской помощи
8 Ноября 2018, 8:28
Минздрав намерен закупать АРВ-препараты на основе федерального регистра ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом
Министерство здравоохранения РФ опубликовало поправки в правила закупки антиретровирусных (АРВ) препаратов по программе обеспечения ВИЧ-инфицированных, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С. Ведомство намерено закупать АРВ-препараты в соответствии с федеральным регистром ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом.
7 Ноября 2018, 15:09
Счетная плата усомнилась в выполнении сроков строительства центра радиологии ФМБА в Димитровграде
Счетная палата РФ провела аудит средств, выделенных с 2009 по 2018 год на возведение высокотехнологичного центра медицинской радиологии Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в Димитровграде Ульяновской области. При проверке был обнаружен ряд нарушений, среди которых несоответствие нормам технологий строительства, использование не предусмотренных проектом оборудования и материалов, ненадлежащее хранение медоборудования. Помимо этого, согласно постановлению правительства, строительство центра должно быть завершено в декабре 2018 года. Однако, как отмечает аудитор Счетной палаты Михаил Мень, готовность объектов последнего этапа строительства составляет от 30 до 90%.
7 Ноября 2018, 12:34
Минздрав Камчатки ищет концессионера для масштабного проекта краевой больницы
6 Ноября 2018, 20:22
Минздрав намерен за 5 лет добиться сокращения продажи алкоголя на 10 % и сигарет на 20%
Министерство здравоохранения России намерено за пять лет сократить продажи алкогольной и табачной продукции на 10% и 20% соответственно, благодаря реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья». Об этом 6 ноября на проходящей в Женеве конференции ВОЗ по глобальному координационному механизму профилактики неинфекционных заболеваний рассказал замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай.
6 Ноября 2018, 19:42
Участники рынка рекомендовали Минпромторгу доработать Стратегию развития медпрома до 2030 года
2 Ноября 2018, 8:01
Главные специалисты Минздрава смогут повлиять на исключение препаратов из госперечней
1 Ноября 2018, 21:15
Яндекс.Метрика