Как сообщает РБК, причиной такого решения послужила жалоба жителя Казани, где весной 2014 года в городской больнице скончалась его супруга. Мужчина потребовал выдать ему медицинские документы жены и компенсировать моральный вред за неадекватную медпомощь. Однако врач отказался выдать ему амбулаторную карту супруги, обосновав это тем, что мужчина не является ни доверенным лицом, ни представителем умершей пациентки. Несмотря на то что районный суд признал отказ главврача незаконным, Минздрав Татарстана отказался проверять качество оказанной помощи, ссылаясь на врачебную тайну, вследствие чего супруг погибшей обратился в Конституционный суд (КС).
В частности, он оспорил ч. 2, 3 и 4 ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан». По мнению истца, врачебная тайна препятствует проведению общественного контроля и проверок деятельности медучреждений со стороны родственников пострадавших от врачебных ошибок россиян.
Согласно ответу КС, в российском законодательстве предусмотрены случаи раскрытия врачебной тайны. «Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику, а при их отсутствии – иным родственникам либо законному представителю умершего. Соответственно, в случае, когда сведения о причине смерти и диагнозе заболевания пациента доступны заинтересованному лицу в силу закона, сохранение в тайне от него информации о принятых мерах медицинского вмешательства, в частности о диагностике, лечении, назначенных медицинских препаратах, не может во всех случаях быть оправдано необходимостью защиты врачебной тайны, особенно с учетом мотивов и целей обращения за такими сведениями», говорится в определении суда.
Весной прошлого года Мосгордума предложила разрешить раскрытие врачебной тайны органам опеки и попечительства.