20 Мая 2024 Понедельник

Ольга Колотилова: Говорить о том, что «Третий лишний» – наш ответ на санкции Запада, неправильно
Кирилл Седов
30 июня 2015, 11:43

Фото: minpromtorg.gov.ru
5129

Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Ольга Колотилова рассказала Vademecum о текущем состоянии проекта «Третий лишний».

Согласно последней из обнародованных версий документа, проект Минпромторга России предлагает отклонять заявки по одиночным лотам, в которых содержатся предложения о поставке препаратов иностранного производства, при наличии заявок с упоминанием двух и более лекарств, произведенных на территории стран России, Белоруссии, Казахстана или Армении. С тех пор концепция претерпела какие-то изменения?

– Принципиального изменения концепция проекта постановления, которое получило название «Третий лишний», не произошло. Этот документ нацелен на предоставление преференций отечественным производителям лекарственных средств, и одновременно его реализация должна сделать продукцию фарминдустрии более доступной для населения. Хочу подчеркнуть, что проект постановления касается только списка жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, которые сейчас составляют около 47% рынка (на 2014 год утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года № 2199-р). Ограничивая допуск к участию в госзакупках иностранных лекарств, мы также рассчитываем привлечь в отрасль дополнительные инвестиции за счет локализации производства зарубежных производителей. У них будет и дополнительный стимул вкладывать средства в более «глубокие» стадии производства, так как с 1 января 2016 года упаковочное производство уже будет недостаточным для того, чтобы товар был допущен к торгам.

Проект долго согласовывается в правительстве – какие из его предложений были наиболее дискутируемыми?

– Дольше всего мы обсуждали возможность «прописать» в одном постановлении установление ограничений и условия допуска компаний к госзакупкам. Но все же было принято соответствующее решение о внесении изменений в Федеральный закон о государственных закупках в целях возможности одновременного их применения.

До 1 января 2016 года ограничения не будут распространяться на препараты, первичная или вторичная упаковка которых производится на территории ЕАЭС. Минпромторгу уже удалось внятно сформулировать порядок определения этих стадий технологического процесса? Возможен ли перенос этой даты (учитывая, что до нее осталось чуть более полугода)?

– Проект постановления должен быть принят в ближайшее время, поэтому в нем пока не будут обозначены стадии технологического процесса, позволяющие отнести продукт к категории «российский». Пока в проекте будет сохранено прежнее определение отечественных лекарственных средств. Документ, регламентирующий определение «российского продукта», еще находится в стадии разработки – мы активно занимаемся разработкой критериев отнесения продукции к отечественной в рамках Закона «О промышленной политике» и рассчитываем, что они заработают с 2016 года. Предпосылок для переноса сроков пока нет.

Проект «Третий лишний» был представлен Минпромторгом в начале «войны санкций» с Западом. Как давно разрабатывался проект и насколько его появление связано с внешполитическими обстоятельствами 2014 года?

– Говорить о том, что проект постановления – наш ответ на санкции Запада, неправильно. Ограничение допуска иностранных компаний к гозакупкам обсуждается уже давно.

Мы занимались этим вопросом так или иначе с 2009 года, когда была принята Стратегия развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020». Тогда же и началась в целом работа по разработке ряда документов, связанных с импортозамещением в фармотрасли.

Я бы сказала, что это не политические игры, а реальная возможность за счет внутреннего ресурса страны придать дополнительный импульс развитию производства. Кстати, на фоне общего роста российского объема фармацевтического рынка (в среднем, на 10% в год) за эти годы выросла и доля отечественных лекарственных средств: в 2009 году она составляла 24,3% (132 млрд рублей), в 2014 году – 25,2% (231 млрд рублей).

Однако таких темпов роста для решения проблемы импортозамещения явно недостаточно, поэтому мы продолжили работу по разработке конкретных регуляторных мер в рамках государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы. Результатом этой работы и стал проект постановления Правительства РФ «Третий лишний». Сейчас он прошел уже все согласования с заинтересованными ведомствами (в нем учтены замечания Минэкономразвития, Минфина, ФАС и Минздрава России) и находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

Конечно, по условиям постановления не вся продукция российских предприятий получит указанные в нем преференции. Для лекарственных препаратов, не попавших под действие постановления «Третий лишний», в соответствии с приказом Минэкономразвития №155 от 25 марта 2014 года, будет действовать преференция в отношении цены контракта в размере 15%.

Дополнительно в целях поддержки производителей и возможности наиболее быстрого вывода лекарственных препаратов на рынок департамент разработал правила предоставления субсидий российским компаниям на организацию производства субстанций и проведение клинических исследований. Мы предполагаем оказывать поддержку по этой линии уже в этом году.

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий