19 Сентября, 1:11

Минпромторг замыкает офсет на себя

9 Сентября 2018, 0:01
5429
Слева направо: губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, бывший зампред правительства Аркадий Дворкович (сейчас - сопредседатель фонда «Сколково», глава «Роснано» Анатолий Чубайс, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, гендиректор «НоваМедика» Александр Кузин на подписании СПИК Фото: novamedica.com
Кто выиграет и проиграет при передаче офсетных контрактов в федеральное ведение
Минпромторг, уже выступавший с критикой вновь объявленного Москвой лекарственного офсетного контракта, хочет получить полномочия по заключению таких инвестиционных соглашений на федеральном уровне. С помощью этого инструмента ведомство намеревается стимулировать фармкомпании производить наряду с коммерчески выгодными для них продуктами не самые маржинальные, объяснил Vademecum директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Алексей Алехин. Параллельно передачи офсета из регионов в центр требуют производители: офсетные амбиции Москвы, на долю которой приходится около 20% лекарственных закупок, заметно сужают возможности поставщиков на рынке госзаказа.
«Мы хотим привязать офсет к федеральному заказу. Если появится возможность заключать контракты со встречными обязательствами по локализации продуктов, которые могут быть не совсем коммерчески успешными с точки зрения инвестора, но значимыми с точки зрения здравоохранения, это будет достаточно разумный инструмент», – сказал Алехин. Использовать такой инструмент, по его словам, имеет смысл во всех секторах экономики со значительной долей госзакупок, что особенно актуально для фармотрасли и производства медизделий. Четкие критерии оценки предмета и потенциальных участников федеральных офсетов пока не определены.

Возможность заключения офсетных сделок регионы получили в сентябре 2016 года, со вступлением в силу ст. 111.4 ФЗ №44 «О контрактной системе». Речь идет о контракте на закупку регионом товаров, предусматривающем встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию производства таких товаров. Вкладывая в проект не менее 1 млрд рублей, инвестор становится единственным поставщиком выпускаемой продукции. Действовать офсетный контракт может не более 10 лет.

СПИК СПОКОЙНО

По словам Алехина, чтобы придать офсетным сделкам федеральный статус, нужны изменения в ФЗ-44 и Бюджетный кодекс. Эти поправки готовятся, обсуждаются с Минздравом и Минфином. Распространение полномочий по офсету на центр обсуждается пока на уровне идеи, говорит источник, знакомый с планами Минпромторга. В Минздраве на тематический запрос Vademecum не ответили. В Минфине же сообщили, что предложения Минпромторга к ним поступили, но уверили, что реализация инициативы коллег изменений закона «О контрактной системе» не потребует: «В настоящее время ФЗ-44 уже содержит возможность заключать контракты как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, предусматривающие дополнительное требование к поставщику о создании производства поставляемого по контракту товара на территории России или определенного субъекта РФ».

В этой формулировке легко прочитывается отношение подчиненных Антона Силуанова к замыслу сотрудников Дениса Мантурова: оставьте офсетные сделки там, где они лежат, согласно действующему ФЗ-44, то есть на уровне регионов. А федеральному центру вообще и Минпромторгу в частности для осуществления промышленной политики вполне должно хватать другого инструмента – специального инвестиционного контракта (СПИК), который инвестор вправе заключать как с региональными, так и с федеральными властями.

Вот только между офсетом и СПИК есть разница. Во-первых, инициатор СПИК может претендовать на статус единственного поставщика связанной с контрактом продукции, только если инвестирует в производство не менее 3 млрд рублей. Во-вторых, основной профит для инвестора СПИК – не прямое попадание его продукта в госзакупки, а гарантия стабильности налоговых и регуляторных преференций (например, для фармпрома –упрощенная процедура получения статуса российского производителя) в течение всего срока исполнения контракта. Сейчас минимальный объем инвестиций по СПИК – 750 млн рублей, но Минпромторгом готовится следующая версия регламента, где планка будет поднята до 1 млрд. Пока срок действия СПИК ограничен 10 годами, в новой редакции может быть продлен до 15 и даже 20 лет при условии вложения более 50 млрд рублей. Если проект изменений будет принят, все следующие СПИК будут заключаться по результатам конкурса, сейчас же достаточно заявки и одобрения межведомственной комиссии.

Сам факт подготовки изменений регламента СПИК вкупе с намерением получить полномочия по офсетным сделкам свидетельствует о том, что Минпромторг не удовлетворен имеющимся в его арсенале инструментарием. Чем именно? Прямого ответа на этот вопрос представители ведомства Vademecum на дали. Однако достаточно пролистать короткую историю СПИК, и причины неудовольствия проступят сами собой.

Возможность заключения специнвестконтратов у операторов существует с 2015 года, но в фармацевтике первые СПИК стали подписывать только во второй половине 2017 года. Тогда пионерами-испытателями модели стали AstraZeneca, Sanofi, «Герофарм», «Биокад». В марте 2018 года к движению присоединилась «НоваМедика». С учетом стоящих перед отраслью задач – не густо, даже если вспомнить о нереализованных намерениях принадлежащего Abbott «Верофарма», дуэта «Фармимэкса» и шведской Octapharma, чей совместный проект успел получить одобрение тематической межведомственной комиссии. Сейчас конвейер СПИК, в связи с переходом на новый регламент, остановлен – новые контракты не заключаются, уже поданные заявки ждут пересмотра и новой оценки по обновляемым критериям. В режиме ожидания пребывают и инвесторы – например, приглядывавшийся к модели СПИК Novartis, вынашивавший совместные с «Фармимэксом» планы по модернизации завода «Скопинфарм» в Рязанской области. «Мы заинтересованы в реализации преимуществ, которые дает СПИК инвесторам, однако окончательное решение мы будем принимать исходя из формулировок государственных льгот в законе», – сообщили Vademecum в Novartis.

Как минимум у одного из заключивших СПИК фармпроизводителей уже возникли трения с ФАС. В феврале 2018 года служба обнаружила завышение цен по нескольким препаратам российского представительства AstraZeneca. Компании пришлось снизить цены на 12–92% по восьми МНН (11 товарным позициям), в том числе включенным в СПИК. Инцидент вынудил компанию скорректировать производственные планы, тем не менее, заявок по изменению условий контракта AstraZeneca в Минпромторг не направляла, говорил в начале августа 2018 года Алексей Алехин.

Впрочем, и в других отраслях СПИК заключено немного, утверждают знакомые с общей картиной собеседники Vademecum: условия соглашения иностранным инвесторам не очень понятны и потому неинтересны, плюс обещанные налоговые льготы на практике оказываются ничтожными.

СТОЛИЧНАЯ НЕРАЗБАВЛЕННАЯ

Манящая многих (в том числе Минпромторг) офсетная модель пока реализована на практике единственным действующим контрактом. Власти Москвы в середине 2017 года провели конкурс на право в течение 10 лет поставлять городу широкую номенклатуру препаратов с начальной общей стоимостью 29 млрд рублей и со встречным обязательством инвестора – наладить в регионе соответствующее производство, вложив в него не менее 3 млрд. В торгах участвовали два опытных игрока рынка госзакупок – «Р-Фарм», чья заявка в процессе розыгрыша была отклонена, и «Биокад», заключивший в результате с Москвой офсетную сделку на 14 млрд рублей и уже начавший строить завод в Зеленограде.

Вторая офсетная попытка тоже была предпринята в столице. В марте 2018 года стало известно о грядущем конкурсе на право поставки 47 наименований препаратов на 48 млрд рублей. Этот контракт московские власти также намеревались заключить на 10 лет, но с общим объемом встречных инвестиционных обязательств уже в 7 млрд рублей. Участниками отрасли предварительные намерения государственного контрагента были встречены крайне скептически, заявителей на такой офсет не нашлось. Поэтому реальный конкурс, объявленный в июне нынешнего года, содержал более скромные условиях: поставка лекарств по 31 МНН на 22,6 млрд рублей, инвестиции – не менее 3 млрд рублей. Но разрозненность нозологий и других требований к организации производства по выпуску избыточной номенклатурной линейки ничего кроме критики у потенциальных инвесторов не вызвала.

Основная претензия к этому офсетному соглашению со стороны фармпроизводителей звучала примерно так: условия контракта сводят круг потенциальных инвесторов к считаным игрокам, среди которых назывались «Р-Фарм», «Натива», «Фармстандарт». А как же остальные? Где свободная конкуренция? Итоги этого конкурса заказчик намеревался подвести 2 октября. Вопрос, кто рискнет принять участие в розыгрыше, до сих пор открыт. «Р-Фарм», по словам гендиректора компании Василия Игнатьева, пока изучает возможности и риски, то есть заявку еще не подавал. В «Фармстандарте» и «Нативе» на запрос Vademecum не ответили.

Свою порцию негатива инициаторы этого офсета получили от Минпромторга, вероятно, тогда же и задумавшего что-то подправить в несовершенном офсетном механизме. Чуть ли ни сразу после объявления конкурса Минпромторг направил письмо в Экспертное управление Администрации Президента РФ, жалуясь на невозможные сочетания в заказываемой Москвой лекарственной номенклатуре, попадание в конкурсный перечень лекарств, под разработку и производство которых министерство уже предоставляло субсидии по программе «Фарма-2020», и препаратов, ранее включенных в действующие СПИК – в частности, с AstraZeneca и «Биокадом».

Во избежание подобных ошибок и недочетов в будущем Минпромторг вызвался как минимум курировать все планируемые регионами офсетные контракты. Еще один аргумент в пользу передачи этого контрактного инструмента в федеральное ведение сформулировали участники индустрии, возмущенные единственной пока региональной практикой: на Москву приходится 20% закупок препаратов из перечня ЖНВЛП, и когда самый состоятельный в стране заказчик объявляет такую сделку, рынок по этим препаратам для остальных игроков фактически закрывается. По мнению гендиректора «Герофарма» Петра Родионова, инициаторы офсетов должны учитывать мощности и продуктовую специализацию уже построенных и действующих в стране предприятий, любой другой подход приведет к недобросовестной конкуренции. «Когда в регионах уже есть ряд производителей со схожей номенклатурой, то зачем предоставлять эксклюзивные льготы еще одному? Какая в этом логика? Это несет риски для инвестиций тех игроков, которые уже инвестировали в производство в других регионах», – говорит Родионов, поддерживая идею согласования условий планируемых регионами офсетных контрактов с Минпромторгом.

ИЗДЕРЖКИ И ТЯЖЕЛОВЕСЫ

Собственное видение офсетной модели есть и у Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС: инвестор сам выбирает регион для размещения производства, продукцию которого может выкупать как федеральный госзказачик, так и уполномоченный представитель любого региона страны, но в объеме, не превышающем 70% от общего количества закупаемого за календарный год товара. Соответствующие предложения ассоциация направила в Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Инициатива производителей пока изучается, сообщил Vademecum глава комитета Максим Мейксин. По его словам, с одной стороны, механизм региональных офсетных контрактов позволяет развитию производства в регионе, с другой – емкость одного, например московского, рынка не позволяет развиваться национальному.

Известно, что Москва готовит еще один конкурс, который может быть объявлен еще до конца 2018 года: в контракт будет погружена номенклатура препаратов, исключенная из предыдущего офсета. Несколько контрактов, в том числе в фармотрасли, готовится объявить Санкт-Петербург, сообщил Мейксин.

Появление федерального офсета может сделать и СПИК, и региональный офсет менее привлекательным для инвесторов, полагает старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Александр Муравин: «В отличие от офсетного контракта, заключение СПИК требует решения Правительства РФ, что в значительной мере усложняет процедуру для инвесторов. А региональный офсет может быть менее привлекательным из-за специфических местных обстоятельств – например, удаленности региона от широкого потребителя, отсутствия достойных объектов для инвестирования».

Заместитель гендиректора «Биокада» по работе с госорганами Алексей Торгов в свою очередь называет федеральный офсетный контракт одним из способов стимулирования организации производства низкомаржинальных лекарств – например, детских форм и препаратов стоимостью менее 50 рублей. Сам механизм офсета очень перспективный, но немногие регионы сейчас могут его использовать, так как спрос, достаточный для того, чтобы за относительно короткий срок окупить 1 млрд инвестиций, существует далеко не везде, говорит руководитель практики здравоохранения «Пепеляев групп» Александр Панов. Игроки рынка убеждены, что подобным потенциалом сегодня обладают исключительно Москва и Санкт-Петербург.

Трансляция офсета на федеральный уровень может оказаться успешным предприятием, если инвесторы получат возможность заключать такие контракты с учетом потребностей сразу нескольких регионов, полагает Панов. Ну а для сохранения привлекательности регионального офсета, считает он, было бы целесообразно пересмотреть порог инвестиций – до 500 млн или даже 300 млн рублей.

Топ-менеджер одной из крупных отечественных фармкомпаний, знакомый с подобными предложениями экспертов и конкурентов, на условиях анонимности поделился с Vademecum своим мнением о перспективах централизации офсетных сделок: «Все это вряд ли возможно. ФАС и Минздрав традиционно выступают против увязывания в один контракт закупок, оплачиваемых из разных источников. А если попытаться применить федеральную офсетную модель, конкурсная документация будет согласовываться годами, так же долго будут утверждаться изменения цен».

минпромторг, ассоциация фармпроизводителей еаэс, алексей алехин, офсетный контракт, спик, дмитрий чагин, петр родионов, герофарм, биокад, алексей торгов, astrazeneca, верофарм, abbott, фармимэкс, octapharma, скопинфарм, дзм, р-фарм, фармстандарт, натива
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
ФФОМС: в первой половине 2019 года медицинскую реабилитацию прошли 43,5 тысячи детей
18 Сентября 2019, 19:17
Заразившихся гепатитом С онкопациентов АОДКБ снабдили лекарствами на 16,4 млн рублей
18 Сентября 2019, 18:44
В НМИЦ Мешалкина начали проводить лучевую терапию детям
18 Сентября 2019, 17:15
«Ангиолайн» открыл промплощадку в биотехнопарке «Кольцово» за 500 млн рублей
18 Сентября 2019, 15:53
«Биокад» и Shanghai Pharmaceuticals Holding организуют СП с капиталом $400 млн
18 Сентября 2019, 13:32
С 2020 года 40 регионов начнут строить детские больницы
17 Сентября 2019, 16:42
«Нацимбио» завершила КИ пятивалентной вакцины для профилактики ротавируса
17 Сентября 2019, 15:32
Минздрав РФ намерен до 2021 года закупить 50 тысяч электрокардиографов
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова предложила приобрести 50 тысяч цифровых электрокардиографов для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и центральных районных больниц. План по оснащению медучреждений первичного звена кардиографами был представлен президенту Путину 20 августа 2019 года. Общий объем поставок этих медизделий, по оценке Vademecum, может достичь 2,5 млрд рублей.
17 Сентября 2019, 14:57
Мантуров: отечественные производители к 2024 году займут 40% российского рынка медизделий
16 Сентября 2019, 18:48
ЦИТО намерен нарастить выпуск МИ для травматологии и ортопедии до 2,4 млрд рублей в 2024 году
ФГУП «ЦИТО» через расширение собственных промплощадок и создание импортозамещающего кластера по выпуску МИ – Центра инновационных технологий в ортопедии – намерено к 2024 году нарастить производство профильной продукции до 2,4 млрд рублей в год. Полный цикл будет запущен в 2020 году, всего планируется ежегодно выпускать более 181 тысячи медицинских изделий для травматологии и ортопедии и 5 тысяч единиц комплектующих для ортезов.
16 Сентября 2019, 16:32
В ТОП200 российских частных компаний Forbes вошли восемь фармпредприятий
В рейтинг Forbes «200 крупнейших частных компаний России» по итогам 2018 года вошли восемь фармкомпаний. Среди них – четыре группы разнопрофильных предприятий, три дистрибьютора и аптечная сеть.
16 Сентября 2019, 15:26
УК фонда «Р-Фарма» и РВК может стать управляющей компанией венчурного фонда Минпромторга
Компания «РусБио Венчурс» подала заявку на конкурс по отбору управляющей компании Венчурного фонда Минпромторга РФ и РВК для финансирования проектов в медицине и фармацевтике на ранних стадиях. В ближайшие три года фонд будет распоряжаться 4,5 млрд рублей бюджетных средств. Заявки подали также менеджер Skolkovo Ventures и компания Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО).
12 Сентября 2019, 19:38
Alcon локализовал производство интраокулярных линз в России
12 Сентября 2019, 14:40
Минздрав: регистрация дженерика начнет действовать после истечения патента оригинального препарата
Минздрав РФ обновил разработанный в феврале 2019 года проект поправок в закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», добавив в документ Положение о едином реестре защищенных патентами фармакологически активных действующих веществ. Если изменения в ФЗ-61 будут приняты в предложенной редакции, то введение в обращение дженериков препарата, МНН которого занесено в реестр, станет возможным только после истечения срока действия патентной защиты оригинала.
9 Сентября 2019, 18:14
ДЗМ опроверг информацию о вспышке внутриутробной пневмонии в роддоме
6 Сентября 2019, 17:05
На закупку незарегистрированных препаратов для детей-инвалидов выделено 26 млн рублей
6 Сентября 2019, 16:15
Beijing Health Guard намерена вместе с «Р-Фармом» провести в России КИ и наладить производство вакцины от ВПЧ
Группа «Р-Фарм» Алексея Репика совместно с китайской биотехнологической компанией Beijing Health Guard займется клиническими исследованиями (КИ) в РФ вакцины против вируса папилломы человека (ВПЧ). В дальнейшем планируется локализовать производство вакцины на мощностях «Р-Фарма», сообщили Vademecum в компании.
5 Сентября 2019, 18:05
«Нативу» обязали отозвать из оборота Дазатиниб-натив
5 Сентября 2019, 13:46
«Фабрика РТТ» Алексея Репика локализует линейные ускорители Varian Halcyon
Входящее в группу «Р-Фарм» Алексея Репика ООО «Фабрика РТТ» подписало соглашение о стратегическом сотрудничестве с американским производителем медицинской техники Varian Inc. Стороны договорились о локализации новой версии линейных ускорителей мейджора Halcyon в дополнение к уже собирающимся в подмосковной Дубне Unique и Clinac.
5 Сентября 2019, 8:52
Собянин: Москва готовит офсетный контракт на производство медизделий на 1 млрд рублей
Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал первый офсетный контракт на производство медицинских изделий для стомированных пациентов. Предполагается, что конкурс состоится до конца 2019 года, контракт стоимостью порядка 1 млрд рублей будет рассчитан на 10 лет, реализация инвестиционной стадии проекта предусмотрена в два этапа с учетом сложности процесса изготовления медизделий.
4 Сентября 2019, 17:25
Gilead расширила портфель препаратов, локализуемых на «Фармстандарте»
Gilead Sciences 4 сентября объявила о расширении партнерства с «Фармстандартом». Американская компания углубит локализацию производства лекарства для лечения гепатита С на основе софосбувира – Совальди, Гарвони и Эпклюзы, а также начнет упаковывать в России ряд препаратов для лечения ВИЧ.
4 Сентября 2019, 15:41
Денис Проценко: «Онкология имеет свои особенности, но и я не один в поле воин»
3 Сентября 2019, 20:24
Денис Проценко
Главный врач московской ГКБ №40
«Хочу создать онкослужбу как минимум не хуже, чем в 62-й больнице»
3 Сентября 2019, 12:08
Яндекс.Метрика