27 Июля 2024 Суббота

У кого Москва готова купить онкопрепараты на 29 млрд рублей
Роман Кутузов, Анастасия Напалкова Фарминдустрия
26 июня 2017, 13:02
11009

В июне правительство Москвы решило впервые опробовать на практике новый способ привлечения инвестиций – так называемую офсетную сделку. Vademecum удалось ознакомиться с конкурсной документацией: инвесторам предлагается вложить минимум 3 млрд рублей в создание в столице производства современных противораковых лекарств, получив взамен госзаказ на эти препараты в сумме до 29 млрд рублей. Фармкомпании отнеслись к предложению с интересом, но в битву за необычный подряд вступать не торопятся – рисков много,  а профит неочевиден.

С 1 сентября 2016 года вступила в силу новая правовая норма – статья 111.4 федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Она дает право субъектам РФ заключать офсетные сделки – государственные контракты на закупку необходимых товаров, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика по созданию производства этих товаров.

В случае заключения такого контракта инвестор включается в перечень единственных поставщиков, что позволяет государственным учреждениям приобретать у него товары без конкурса. Иными словами, инвестор в обмен на создание производства получает гарантированный госзаказ.

Установленные законом основные ограничения – объем инвестиций не менее 1 млрд рублей, срок контракта – не более 10 лет, страной происхождения товара обязательно должна быть Российская Федерация.

В июне на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru появилось извещение о начале общественного обсуждения первого, как минимум в истории фармацевтики, контракта со встречными инвестиционными обязательствами.

Впрочем, информация к обсуждению предлагается весьма скудная. Извещение сообщает лишь о том, что речь идет о закупке лекарственных средств по контракту с начальной максимальной ценой (которая может быть уменьшена в ходе конкурса) 28,85 млрд рублей  на срок до 2027 года. От поставщика ожидаются инвестиции в размере не менее 3 млрд рублей в «создание или модернизацию и (или) освоение производства лекарственных средств» на территории Москвы.

В пресс-службе Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) в ответ на запрос Vademecum уточнили, что предметом интереса заказчика в первую очередь являются противоопухолевые препараты. Строительство завода для их производства «позволит минимизировать риски, связанные с вопросами обеспечения пациентов жизненно важными лекарственными препаратами», добавили в пресс-службе.

Возможно, на решение московского правительства начать внедрение офсетных сделок именно с фармацевтики, а еще точнее – с бюджетоемкой ниши противоопухолевых средств, повлиял разразившийся в конце 2016 года громкий скандал, в ходе которого бывший главврач Московской городской онкологической больницы №62 Анатолий Махсон обвинил ДЗМ в преднамеренной закупке онкопрепаратов по завышенным ценам и даже обратился с соответствующими заявлениями в администрацию Президента РФ и ФСБ.

Vademecum удалось ознакомиться с проектом конкурсной документации (есть в распоряжении редакции). К участникам предъявляются довольно строгие требования – опыт поставки лекарственных средств из категории «противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» на сумму не менее 8 млрд рублей за последние три года, опыт производства этих продуктов с годовым объемом выпуска не менее 20 товарных позиций, наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта.

По описанным в проекте условиям конкурса, инвестор обязуется в течение трех лет после заключения контракта начать на новом (или реконструированном старом) заводе, расположенном на территории Москвы, упаковку препаратов из 22 перечисленных в техзадании МНН, а в течение четырех лет – перейти к выпуску всех препаратов, включая производство готовой лекарственной формы. Причем не менее двух препаратов перечня должны производиться на новом заводе по полному циклу, а объем выпуска готовой субстанции должен составлять не менее 11,5 кг в год.

Список препаратов, планируемых к производству на новом фармпредприятии в Москве

Со своей стороны, правительство Москвы принимает обязательства закупать продукцию завода с момента запуска до конца действия контракта, то есть в течение семи лет. Что касается цены, то она, судя по проекту контракта, будет определяться довольно сложным образом, предполагающим выбор наименьшего значения из трех полученных разными способами показателей: максимальной зарегистрированной цены; либо начальной цены, скорректированной на индекс цен производителей Росстата; либо средневзвешенной цены аналогичного препарата в пяти референтных регионах – Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане и Башкортостане.

В качестве дополнительной льготы инвестору в случае выбора третьего, «референтного», метода определения цены стоимость лота по конкретной номенклатурной позиции снижается не более чем на 5% в первый год поставки, не более чем на 10% – во второй, на  15% – в третий, на 20% – в  четвертый год и уже потом определяется свободно.

Официально прием заявок на конкурс еще не начался, пока что правительство Москвы ведет консультации с потенциальными поставщиками-инвесторами.

Кто может быть заинтересован в таком контракте?

По подсчетам Headway Company, опубликованным в материале «Онко преследования» (VM #4 (139) от 13 марта 2017 года), крупнейшими поставщиками противоопухолевых препаратов для столицы в 2016 году стали «Фармстандарт» (1,9 млрд рублей), «Р-Фарм» (1,5 млрд рублей), «Фармстор» (1,3 млрд рублей), «Медипал-Онко» (1,1 млрд рублей), «Биокад» (856 млн рублей).

На 22 МНН из опубликованного списка московское правительство потратило в 2016 году, по данным Headway Company и Zakupki360, около 8 млрд рублей. С большим отрывом лидирует «Р-Фарм» (2,4 млрд рублей). Правда, почти половина этой суммы пришлась на единственную закупку Хумиры (адалимумаба) – этот оригинальный препарат компании AbbVie фасуется на входящем в группу «Р-Фарм» заводе «Ортат». Компании «Медипал-Онко», «Фармимэкс» и «Компания Фармстор» сделали поставки на сумму 0,9 млрд рублей каждая. Сумма контрактов «Биокада» – 0,7 млрд рублей. «Фармстандарта» в топе нет, потому что его бестселлеры, такие как ибрутиниб, в список ДЗМ не вошли.

Тут, конечно, необходимо учитывать, что не все поставщики являются производителями препаратов и не все производители поставляют их госзаказчику напрямую, потому что пользуются услугами фармдистрибьюторов.

Если посмотреть на крупнейших производителей онкопрепаратов для госнужд в общероссийском зачете, то на первом месте в 2016 году с большим отрывом оказался «Биокад», поставивший продукции на 11,5 млрд рублей, на втором – швейцарская Roche (6,3 млрд рублей), на третьем – «Ф-Синтез» (4,7 млрд рублей).

По информации Vademecum, предложением правительства Москвы заинтересовались крупные отечественные фармкомпании, уже имеющие в портфеле запрошенные ДЗМ онкопрепараты либо планирующие освоить их производство в ближайшее время, – «Биокад», «Р-Фарм», «Фармстандарт», «Фармасинтез», «Марафон Фарма».

Ни у одной из них нет собственных производств на территории столицы, так что завод в случае заключения контракта придется строить «с нуля».

Представители «Биокада» в ответ на запрос Vademecum сообщили, что «на текущий момент вопрос участия компании в конкурсе остается открытым», пообещав «в случае принятия решений» опубликовать официальную позицию. В других вышеперечисленных компаниях также неофициально подтвердили осторожный интерес к московскому проекту.

Прямо заявили, что не будут участвовать в конкурсе, только в компании «Биннофарм», у которой, в отличие от конкурентов, как раз есть свой современный фармзавод в Зеленограде (то есть, формально, в Москве). Однако «Биннофарм» нацелен на другие сегменты лекарственного рынка – в основном на производство вакцин, инфузионных растворов и пульмонологических препаратов.

«Производить дженерики на таком, специально построенном под контракт, заводе бессмысленно, – рассуждает руководитель одной из крупных отечественных фармкомпаний. – Как можно на 10 лет зафиксировать на них цену? Она будет быстро падать из-за конкуренции, и в итоге получится, что правительство Москвы закупает препараты не дешевле, а дороже, чем другие регионы. Снова будет скандал, подобный которому мы уже видели с Анатолием Махсоном и онкобольницей №62. Если же вести речь о производстве защищенных патентами препаратов, то полноценный трансфер их на совершенно новое производство займет шесть-семь лет, и за время действия контракта вложения не успеют окупиться. В общем, мне кажется, в нынешнем виде эта идея не сработает – нужно дорабатывать нормативную базу».

фармацевтическое производство, строительство, госзакупки
Источник: Vademecum №11, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении