«Сохранено главное, о чем велся разговор. О том, чтобы прекратилась эта трансграничная преступность, прекратился «экспорт» детей за рубеж с неизвестной судьбой. Это и было основное. Мы рады тому, что акцент сделан на запрете иностранным гражданам пользоваться услугами российских суррогатных матерей. <...> Наша страна здесь оказывается в какой-то нише стран третьего мира, какого-то рынка детей. <...> Вот этот момент соблюден, все остальное – это уже вопрос законодательной работы», – рассказал священник ТАСС.
Законопроект о запрете суррогатного материнства для иностранцев был внесен в Государственную думу в июне 2021 года. Если документ будет принят, то ограничены в выборе суррогатного материнства как способа борьбы с бесплодием будут не только иностранцы, но и не состоящие в браке бесплодные пары, а также одинокие мужчины. Авторы законопроекта оценили его как «надежную основу для успешного решения задач в сфере защиты и гарантированности прав наших детей».
В 2020 году в разных регионах России было возбуждено несколько уголовных дел о «торговле» детьми от суррогатных матерей. Причиной интереса правоохранительных органов к компаниям, осуществляющим и сопровождающим программы суррогатного материнства, стала смерть ребенка пары из Филиппин, который ожидал встречи с родителями в квартире подмосковного Одинцово. Вместе с ним под присмотром няни находились еще трое детей, также рожденных по программам заказчиков из Филиппин. Всех их не успели забрать родители из-за ограничений, связанных с COVID-19. По мнению следователей, между детьми и заказчиками нет генетической связи.
Юридическим сопровождением этих программ занималась компания «Росюрконсалтинг», ее гендиректор Константин Свитнев и стал основным фигурантом уголовного дела. Он находится не в России и, хотя не скрывает своего местоположения, объявлен следствием в международный розыск. Помимо него, в деле еще девять фигурантов – эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, акушер-гинеколог Лилия Панаиоти, директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников, три сотрудника «Росюрконсалтинга», а также две суррогатные матери. Всех их обвиняют в совершении преступления по пп. «а» и «в» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми, совершенная организованной группой и повлекшая по неосторожности смерть человека) и ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение на преступление).
Все, кроме Свитнева и суррогатных матерей, находятся в СИЗО с июля 2020 года. Впрочем, в июле 2021 года трех врачей и Мельникова перевели под домашний арест, но в августе вновь оправили под стражу. Как рассказывала Vademecum адвокат одной из обвиняемых, ее подзащитную две недели держали в карцере, объясняя это мерой профилактики распространения коронавирусной инфекции.
Параллельно с июля 2020 года расследуется другое уголовное дело о «торговле» детьми, рожденными по заказу граждан Китая. Оно было возбуждено в Москве, тоже после изъятия из квартиры пятерых младенцев, ожидавших приезда родителей из-за границы. Фигурантами этого дела на данный момент являются репродуктолог Центра ЭКО Алена Дружинина и генеральный директор московской частной клиники вспомогательных репродуктивных технологий «За рождение» Сергей Мазур. Обоих сначала поместили под домашний арест, но Дружинину вскоре отпустили, хотя она и остается в статусе обвиняемой.
Еще одно дело о «торговле» детьми появилось в декабре 2020 года в Красноярске. По нему арестованы сотрудники красноярского центра сопровождения суррогатного материнства «Дидилия» – их так же подозревают в передаче 19 младенцев третьим лицам.