Постановление о возбуждении уголовного дела в Facebook пересказала управляющий партнер адвокатского бюро «Онегин» Ольга Зиновьева. Всего в деле по ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми, повлекшая по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия в составе организованной группы) 11 эпизодов. Все они связаны с программами суррогатного материнства по заказу граждан Филиппин. Для ЭКО применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица», новорожденные до выезда из страны находились «под присмотром нанятого лица в арендованной квартире», стоимость одной программы составляла от 3,5 млн рублей.
«В пяти эпизодах фигурируют одни и те же лица, на которых оформляются свидетельства о рождении детей (граждане Филиппин), в четырех эпизодах разрыв между рождением детей и фактическим оформлением свидетельств слишком значительный (до четырех месяцев), в трех эпизодах свидетельство оформляется на суррогатную мать, погибший ребенок вообще никак не оформлен», – пишет Ольга Зиновьева.
Прокомментировал тот же документ и гендиректор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев, уточнив, что «уголовное дело было возбуждено следователем по особо важным делам ГСУ СК РФ майором юстиции Смирновой Л.В. вечером 7 июля 2020 года по итогам длившегося с середины января 2020 года следствия по факту смерти новорожденного младенца на квартире в Одинцово 9 января 2020 года».
Подробнее с позицией Свитнева можно ознакомиться в интервью Vademecum. В нем он в числе прочего говорит, что младенец скончался из-за синдрома внезапной смерти новорожденного. Однако следствие полагает, что причиной стала интоксикация в результате двусторонней нижнедолевой бронхопневмонии.
Кроме того, в интервью Константин Свитнев заявлял, что дети были изъяты органами опеки и местоположение младенцев до сих пор неизвестно. В связи с этим18 июля в СПЧ поступило обращение от родителей-филиппинцев. «С 9 января не в курсе, где находится ребенок, прилетали, не смогли забрать. Папа – известный политик на Филиппинах. Они в шоке и ужасе от того, что не знают, где находятся дети. Кроме того, чтобы забрать ребенка, еще нужно провести тест на генетическое родство», – сообщила зампред СПЧ Ирина Киркора.
Басманный суд Москвы отправил в СИЗО до 14 сентября сначала двух врачей клиники NGC – эмбриолога Тараса Ашиткова и репродуктолога Юлиану Иванову, а также акушера-гинеколога роддома №3 Лилию Панаиоти и репродуктолога Валентину Чернышову. Затем были арестованы сотрудники компании «Росюрконсалтинг» и Европейского центра суррогатного материнства, включая его гендиректора Владислава Мельникова, а суррогатную мать Татьяну Блинову отправили под домашний арест.
Находящийся за пределами России и объявленный в розыск Свитнев сообщил Vademecum, что и его четверых детей по время обыска 14 июля изъяли и отправили в Пушкинскую городскую больницу.