«Врачам, фармацевтам, другим сотрудникам медицинских учреждений не будет грозить уголовная ответственность, когда препарат теряется по недосмотру или неосторожности. <...> Когда речь идет о спасении людей, бывают разные ситуации. Например, случаи, когда, помогая пациентам, врачи пострадали за формальные нарушения процедур. Безусловно, надо очень внимательно следить за тем, как используются такие сильные препараты. Но и чрезмерное наказание за непредумышленные ошибки также недопустимо. Нужно создавать условия для врачей, чтобы они могли спокойно работать», – заявил Михаил Мишустин.
Подготовленный правительством законопроект предлагает внести изменения в ст. 228.2 УК РФ (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ). В частности, если поправки будут утверждены, положения этой статьи не будут распространяться «на случаи нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, повлекшие их утрату, совершенные по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности (если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам), при условии комиссионной фиксации факта утраты в порядке, установленном Минздравом России по согласованию с МВД России».
«Принятие законопроекта направлено на повышение доступности медицинской помощи, в том числе паллиативной, в части назначения наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях», – отметили в правительстве.
Проблема уголовного преследования врачей, работающих с наркотическими препаратами, обсуждается уже давно. В начале января 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос смягчения ответственности медиков за утрату сильнодействующих обезболивающих. Ответственным за внесение изменений в законодательство был назначен бывший на тот момент премьер-министром Дмитрий Медведев – со своей задачей ему предстояло справиться до 15 апреля 2020 года. Однако спустя несколько дней правительство ушло в отставку, и в течение года проблема в публичном поле не обсуждалась.
Поручению Путина предшествовала, в частности, прошедшая в конце октября 2019 года встреча главы государства с представителями общественности в Калининградской области, а до этого – обращение учредителя фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер во время «прямой линии».
«Почему такой огромный уровень необезболенных пациентов? Почему страдание остается? Потому что есть еще один фактор, который не связан исключительно с системой здравоохранения. Это страх медработников перед использованием опиоидных анальгетиков. В МВД говорят, что дел против врачей мало. Мало, но они есть: мы устроены таким образом, что одного публично громко накажешь – тысячи боятся», – говорила она.
Тогда президент отвечал, что «нужно фиксировать подобные утраты либо расход не по регламенту каким-то актом, который подписывается не только врачом, медсестрой, но и заведующей поликлиники, главврачом».
UPD. В понедельник, 1 марта 2021 года, законопроект «О внесении изменения в статью 228-2 Уголовного кодекса РФ» был внесен в Госдуму. В пояснительной записке к документу подчеркивается, что он «направлен на гуманизацию уголовного законодательства в отношении лиц, допустивших при осуществлении медицинской деятельности нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, повлекшее по неосторожности их утрату». Кроме того, авторы законопроекта уточнили, что внесение изменения «не исключает дисциплинарную и (или) материальную ответственность за утрату вверенных наркотических средств и психотропных веществ».