27 Июля 2024 Суббота

В роды того
Кирилл Седов Мединдустрия
8 сентября 2014, 18:19
12053

Что продаст и что получит Борис Айзикович в результате сделки с «Мать и дитя»

Основатель новосибирской «Авиценны» Борис Айзикович согласился продать свою клинику группе «Мать и дитя» Марка Курцера за $45,5 млн. Предприниматели ждут одобрения ФАС, но уже оговоренная ими сделка обещает стать исторической – таких денег за региональный актив на российском медицинском рынке еще никто не платил. Насколько же успешным окажется слияние компаний, теперь зависит от того, смогут ли два управленца работать вместе. Впрочем, в сфере частного родовспоможения и педиатрии Айзикович, так же как и Курцер, был одним из первопроходцев, и рано или поздно их пути должны были пересечься.

Расширение регионального присутствия группы «Мать и дитя» само по себе не новость. С момента своего выхода на IPO компания активно тратит привлекаемые деньги на скупку региональных ак­тивов. География ее интересов обширна. В апреле 2013 года группа завершила приобретение самар­ской сети «Медицинская компания ИДК», потом купила клинику в Иркутске, ранее работавшую по франшизе под брендом «Мать и дитя», а за­кончила год открытием медцентра в Ярославле. Добавьте сюда возведение госпиталя в Уфе, планы по открытию клиник в Нижнем Новгороде, Ря­зани и Екатеринбурге и получите весомую заявку на обретение статуса главного консолидатора частной медицины.

Группа «Мать и дитя» намерена расширяться в ре­гионы, а общепризнанный способ такого быстро­го расширения – это скупка готовых активов, – рассуждает партнер консалтинговой компании «Базис Мед» Андрей Алмазов. – Понятно, что коммерческое здравоохранение в регионах, как правило, слабое и обычно представлено неболь­шими клиниками. Хотя это понятие относитель­ное, и в регионах есть очень успешные, каче­ственные коммерческие медорганизации, но они не консолидированы в большие сети и, чтобы их заметить, необходимо пристально изучать каждый регион». Эксперты добавляют, что как раз «Ави­ценну» Марк Курцер не заметить просто не мог.

ПОДНИМИТЕ В ЭКО

За плечами 53-летнего Бориса Айзиковича – клас­сический путь перевоплощения практикующего врача в предпринимателя. В 1992 году он оставил должность хирурга-уролога новосибирского во­енного госпиталя и вместе с двумя сокурсниками организовал медицинский кооператив «Лазероте­рапия». Врачи не имели опыта в коммерции и, как водится, потерпели неудачу. Через какое-то время компания распалась, а Айзиковичу достались ее долги и помещение в 100 кв. м. Однако ему удалось сломать типичный сценарий – правда, опять не без поддержки друзей. Клинику «Авиценна» он осно­вал в 1996 году вместе с новосибирским предпри­нимателем Леонидом Шайманом. В деловых каче­ствах партнера врач не ошибся – позже Шайман выступил одним из создателей соковой компании «Нидан», проданной впоследствии Сосa-Colа, а в последнее время стал известен прежде всего как совладелец Европейского медицинского центра.

В первые годы своего существования штат «Ави­ценны» насчитывал около 10 человек, а ее деятельность была ограничена стандартным набором услуг в «традиционных» для малого медбизнеса сферах – урологии, гинекологии и стоматологии. Однако Айзикович хотел заниматься более слож­ными темами – такими, например, как лечение бесплодия методом экстракорпорального опло­дотворения. К началу «нулевых» этой технологией в России владели всего около десятка клиник, в Новосибирске же ЭКО не было вовсе. Потра­тив чуть меньше миллиона долларов на закупку необходимого оборудования и пригласив специалистов-эмбриологов из государственных университетов, «Авиценна» провела первые циклы ЭКО уже в 2001 году.

Сейчас затраты на открытие такого центра оцени­ваются участниками рынка примерно в полмиллиона евро. По данным Российской ассоциации репродукции человека, за год в стране проводится более 50 тысяч циклов ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий), а число операто­ров услуги давно перевалило за сотню. Широкие перспективы, которые ЭКО и ведение беременно­сти открывали для негосударственной медицины, были заметны не только владельцам «Авиценны». В том же 2001 году главврач московского Центра планирования семьи и репродукции человека Марк Курцер основал компанию «МД проект 2000». На ее базе, при поддержке основателя «СИА Интернешнл» Игоря Рудинского, впо­следствии и была построена сеть клиник «Мать и дитя».

Вообще основные события в истории компаний схожи и происходили почти одновременно, пусть и работали предприниматели в разных масштабах.

РОДДОМ ИЗ ДЕТСТВА

В процессе освоения метода ЭКО владелец «Ави­ценны» задумался о «вертикальной интеграции» практики. Научившись лечить бесплодие, клини­ка стала развивать еще и акушерское направление. В 2005 году компания открыла собственный мно­гопрофильный стационар с весьма внушительным спектром услуг – помимо гинекологии здесь были представлены ангиохирургия, анестезиология, ре­анимация, маммология, нейроортопедия, общая хирургия, онкология, офтальмология, пласти­ческая и эстетическая хирургия, проктология, травматология и ортопедия. Но главное – в ста­ционаре было полноценное родильное отделение. И хотя традиционное акушерство не приносит больше 6% от общей прибыли «Авиценны», компания получила возможность позициониро­вать свой медцентр как первый частный родиль­ный дом если не во всей России, то уж точно в Зауралье и Сибири. Марк Курцер, который открыл свой первый перинатальный центр годом позже, не мог не знать об опыте своих сибирских коллег.

Следующим этапом развития стала интеграция «Авиценны» в систему государственного здравоохранения. В новосибирской прессе Айзикович уже лет 10 отстаивает идею постепенного отхода государства от функции исполнителя медуслуг к роли заказчика и «контролера». В 2011 году «Авиценна» стала передовиком только набирав­шей популярность темы государственно-частного партнерства в здравоохранении. Концессионное соглашение Айзиковича с мэрией Новосибирска эксперты неизменно приводят в качестве успеш­ного примера медицинского ГЧП. Акушерское отделение и хирургический госпиталь клиники находились в здании бывшего Первого город­ского роддома – в котором, кстати, родился и сам Айзикович. Треть площадей уже принад­лежала «Авиценне», вдобавок мэрия разрешила компании в течение 22 лет эксплуатировать здание целиком. Взамен Айзикович принимал обязательства провести реконструкцию здания за 60 млн рублей, после чего проводить для города ежегодно 48 циклов ЭКО и отчислять мэрии концессионную плату (46 тысяч рублей ежеквар­тально). Фактически же в ремонт и оснащение «Авиценне» пришлось инвестировать $10 млн. Чем оправдывались такие вложения? «Начинать такой проект с нуля было бы невыгодно, кроме того, новый центр в итоге был интегрирован в общий комплекс наших учреждений, позволив «Авиценне» существенно расширить направление ЭКО», – рассказывал Айзикович про свой опыт ГЧП в интервью VM.

Интеграция в государственное здравоохране­ние концессией не ограничилась. С 2011 года «Авиценна» регулярно участвует в госзаказах. Например, в 2013 году сумма контрактов группы с Минздравом Новосибирской области на про­ведение ЭКО превысила 8,5 млн рублей. Цена одного цикла при этом составила около 130 ты­сяч рублей, что, между прочим, почти в два раза превышает указанную в прайс-листе «Авиценны» базовую стоимость процедуры – 72 тысячи рублей.

ЕВРОПЕЙСКИЙ НЕСТАНДАРТ

В том же 2011 году владельцы Европейского медицинского центра Игорь Шилов, Леонид Шайман и Чаба Бальер Лайош объявили о планах проведения IPO. Как принято в таких случаях, анонсировано было и существенное расширение компании. В частности, прозвучало мнение о готовящемся приобретении крупного медицинского актива в Сибири. Речь шла об «Авиценне». Лео­нид Шайман по-прежнему оставался совладель­цем компании, и Айзиковичу было предложено обменять 50%-ную долю в «Авиценне» на мино­ритарный пакет акций ЕМЦ. Но врач, успевший, очевидно, поднатореть в вопросах коммерции, поступил ровно наоборот. В 2012 году он стал единственным владельцем компании, выкупив долю партнера.

Впрочем, «Авиценна» в этот период по-прежнему воспринималась участниками рынка как компания, если не напрямую подконтрольная Евро­пейскому медицинскому центру, то, по крайней мере, накрепко связанная с его владельцами. В 2012 году Борис Айзикович оказался в центре скандала, связанного с одним из эпизодов «дела томографов». Главу Департамента здравоохра­нения Москвы Леонида Печатникова обвиняли в том, что закупки медоборудования по про­грамме модернизации велись преимущественно через подставные фирмы его бывших партнеров по ЕМЦ и при непосредственном участии Бориса Айзиковича. Масла в огонь подливал тот факт, что коммерческим директором ГУП «Гормедтехника», ответственного за проведение торгов, к тому вре­мени стал Алексей Ачикалов, долгое время прора­ботавший в должности замдиректора «Авиценны».

Кульминация этой истории наступила в феврале 2012-го. В адрес правоохранителей, участников рынка и журналистов с личной почты Бориса Айзиковича было отправлено письмо, в котором подробно раскрывалась схема «коррупционного сговора» между Печатниковым и его партнерами. «Ожидаю встречи с представителями правоохра­нительных органов для предоставления допол­нительных сведений о деятельности холдинга ЕМЦ», – говорилось в конце сенсационного сообщения. Впрочем, до судебных разбирательств дело так и не дошло, но зато в разгар событий на Первом канале показали передачу «Свобода и справедливость», целиком посвященную острой теме. Печатников и его коллеги честно призна­лись в телеэфире, что ничего противозаконного не совершали, а Айзикович заявил, что к появ­лению «открытого письма» не имеет никакого отношения.

Запутанное расставание Айзиковича с партне­рами по ЕМЦ не снизило интерес к «Авиценне» со стороны других потенциальных покупателей. В начале 2013 года Айзиковичу стали приходить предложения о продаже бизнеса от инвестицион­ных компаний. По информации VM, переговоры с руководством клиники вел, в частности, фонд прямых инвестиций «Эльбрус Капитал», в порт­фель которого входит сеть клиник «Национальная медицинская сеть». Комментировать ситуацию с «Авиценной» компания отказалась. Так или ина­че, но на фоне возросшего интереса инвесторов Айзикович стал всерьез задумываться о продаже проекта, предполагают близкие к «Авиценне» участники рынка.

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА

Вскоре он приступил к предпродажной подго­товке актива. С марта 2013 года и на протяжении следующих девяти месяцев повышением опера­ционной эффективности «Авиценны» занималась консалтинговая «Компания ДМГ». В итоге, с 2012 по 2013 год выручка компании выросла с 589 млн до 720 млн рублей, при этом показатель EBITDA увеличился с 76 млн до 115 млн рублей. Количе­ство амбулаторных посещений выросло на 14%, нагрузка стационара – на 19%. Объем ЭКО при­рос на 11% – до 989 циклов, и на это направле­ние по итогам 2013 года пришлось 22% от общей выручки «Авиценны».

Тогда же решено было существенно расши­рить здание госпиталя. Компания приступила к проектированию «пристройки» общей площа­дью 6,096 тысячи кв.м – со стационаром, отделением диагностики и операционным блоком. «С весны 2014 года мы совместно с моим партне­ром строим рядом это здание. Затем «Авиценна» будет его арендовать», – поясняет Айзикович VM.

Переговоры между MD Medical Group Investments Plc (MDMG), владеющей группой «Мать и дитя», и «Авиценной» стартовали в августе 2013 года по инициативе Марка Курцера, говорят участники рынка. В том же 2013 году MDMG уже приобрела сеть клиник в Самаре за $16 млн и рассчитывала на сопоставимую сумму отступных Айзиковичу. Один из партнеров предпринимателя утверждает, что первоначально группа предлагала $23 млн, од­нако продавцу удалось увеличить эту сумму почти вдвое – до $45,5 млн.

Свой интерес к «Авиценне» в группе «Мать и дитя» объясняют в том числе и тем, что в Новосибирске высокий коэффициент рождаемости – 14,2 на ты­сячу человек населения против среднероссийского 12,7. Впрочем, наблюдатели полагают, что Марка Курцера заинтересовали не только эти показатели. «Покупая «Авиценну», «Мать и дитя» покупает выручку, – считает гендиректор «Компании ДМГ» Владимир Гераскин. – С завершением инвестпро­екта и присоединением госпиталя оборот «Авицен­ны» вырастет где-то до 1-1,1 млрд рублей, а это уже где-то 15% от нынешней выручки «Мать и дитя». Кроме того, полагает эксперт, перед группой стоит задача не только регионального расширения, но и диверсификации медуслуг, что значительно сужает круг потенциальных объектов для погло­щения. «Марк Курцер ищет профильные активы, добившиеся успеха в сфере педиатрии и женского здоровья, но при этом еще и обладающие сильной экспертизой в общей медицине, – говорит Герас­кин. – У Айзиковича есть и то и другое, и таких, как он, очень мало».

БУДУЩЕЕ ЗА ГОРАМИ

Мотивация покупателя в целом понятна, чего нельзя сказать о стратегических целях продавца. Согласно договоренностям с ГК «Мать и дитя», Борис Айзикович будет исполнять обязанности генерального директора «Авиценны» в тече­ние двух лет. Кроме того, согласно сообщению MDMG, 5% от суммы сделки будут переданы Айзиковичу лишь после сдачи в эксплуатацию строящегося госпиталя и его присоединения к медцентру, запланированных на 2016–2017 годы. «Курцеру нужны опытные управленцы – и не нужны новые конкуренты. Кроме того, у него недостаточно опыта «дистанционного» управле­ния многопрофильными медцентрами, поэтому он попытается на какой-то срок «привязать» Ай­зиковича к проекту», – комментирует собеседник VM, знакомый с ситуацией в «Мать и дитя».

«Надо периодически менять свою жизнь», – лаконично объясняет Борис Айзикович свое решение продать медцентр. По мнению наблюда­телей, бизнесменом руководило желание сменить географию своей деятельности и запустить новый медицинский проект, но уже в Москве.

Плацдарм для развития, кажется, уже готов. Команда управленцев «Авиценны» контролирует H&C Medical Group, управляющую кардиологиче­ской клиникой «Сердечко», не вошедшей в сделку с «Мать и дитя». Согласно данным СПАРК-Ин­терфакс, Айзиковичу принадлежит 52% уставного капитала H&C Medical Group. Оставшиеся 48% акций в равных долях распределены между уже упоминавшимся Алексеем Ачикаловым и дву­мя сотрудниками «Авиценны» – заместителем гендиректора медцентра Константином Фишером и главврачом стационара Александром Еловским. «Для работы в столице Айзиковичу нужны были свободные деньги и политическая поддержка, которую он и приобретет в результате сделки с «Мать и дитя», – размышляет один из партнеров предпринимателя. – Раньше на эту роль подхо­дил ЕМЦ, занимающий на московском рынке положение, близкое к монопольному, но альянс с ним невозможен в силу личных взаимоотноше­ний Айзиковича с владельцами группы. В итоге он предпочел работать с Курцером».

Существует вариант, при котором основатель и пока еще владелец «Авиценны» сможет разви­вать московские проекты, не выходя из структур группы «Мать и дитя». По информации VM, Айзикович получил от Марка Курцера предложе­ние купить пакет акций «Мать и дитя» и войти в совет директоров группы. «Курцер заинтересован в региональном игроке с хорошей выручкой и потенциалом «синергетического» развития – тем более когда у этого регионала есть наработанные связи в московском здравоохранении. Айзико­вич сомневается, стоит ли входить в руководство «Мать и дитя», потому что Курцер – человек-ли­дер, и вряд ли «два медведя» в одной берлоге долго уживутся. Для Айзиковича проще продать компа­нию целиком и никак не связываться с процесса­ми управления ГК», – рассуждает собеседник VM.

Айзикович не исключает вариантов развития собственных медицинских проектов, но только по истечении уже оговоренного двухгодичного моратория на выход из управления «Авиценной». «Я обдумываю это, хотя сделка накладывает на меня определенные ограничения, – гово­рит Борис Айзикович. – Но у нас и с Марком Аркадьевичем есть совместные проекты. Пока об этом говорить рано – конкретных планов нет. Ближайшие два года я буду руководить медицин­ским центром «Авиценна», никаких иных дей­ствий предпринимать не собираюсь».

Чем создатель крупнейшей в Новосибирске частной клиники будет заниматься через два года? Вариантов много. «Вряд ли такие активные люди, как Айзикович и его супруга [Ирина Айзикович возглавляет в «Авиценне» отделение ЭКО. – VM], будут сидеть без дела и проживать полученный капитал», – полагает Владимир Гераскин.

мать и дитя, айзикович

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении