30 Мая 2024 Четверг

Как рынок эстетических медуслуг пережил кризис
Ольга Гончарова, Дарья Шубина, Тимофей Добровольский, Мария Сидорова Пластическая хирургия Мединдустрия
16 июня 2017, 15:51
Фото: iloveprg.ru
9219

В 2016 году российские пластические хирурги выполнили 153,7 тысячи эстетических операций, на которые пациенты потратили в общей сложности свыше 12 млрд рублей. Впервые за последние три кризисных года рынок просел, но падение это – на 2% в натуральном выражении и на 4% в денежном – некритично. Тем более что в отдельных сегментах продажи услуг выросли. Повышенным спросом пользовались увеличение груди и блефаропластика, причем коррекция век в общероссийском рейтинге эстетических вмешательств наконец смогла вырваться на первое место.

Несмотря на общее сокращение доходов населения, в прошлом году рынок эстетической хирургии практически не пострадал. Падение продаж в натуральном и денежном выражении, в принципе, можно назвать коррекцией после трех лет стабильного роста. Самую скромную динамику за этот период рынок показал в 2015 году, по итогам которого оборот вырос на 6% в натуральном и на 4% в денежном выражении. Обойти кризис отрасли помогли сразу несколько факторов.

Во-первых, как свидетельствовали тогда участвовавшие в исследовании Vademecum пластические хирурги, многие пациенты начали рассматривать инвестиции в эстетические операции в качестве способа сбережения средств. Во-вторых, заметно изменившийся валютный курс поднял волну медицинского туризма из Европы – увеличение числа зарубежных пациентов отмечали, в частности, хирурги, специализирующиеся на ринопластике.

В 2016 году эстетическая хирургия, пережившая кризисный ажиотаж, подтвердила свою «всепогодность». «Этот рынок очень устойчив к кризисам. Даже в 1998 году какого-либо падения количества операций мы не заметили», – говорит пластический хирург Алексей Гварамия.

Для определения актуального состояния сегмента Vademecum опросил более 130 пластических хирургов –выборка была сформирована из специалистов, работающих в разных федеральных округах России. За четыре года, в течение которых Аналитический центр Vademecum регулярно замеряет рынок эстетических медуслуг, мы убедились, что ключевым субъектом в отрасли является пластический хирург, а не профильная клиника. Поэтому в нынешней исследовательской сессии мы выбрали в качестве респондентов именно практикующих врачей, а не руководителей медицинских центров, как делали это ранее.

Аналитики Vademecum спрашивали специалистов об общем количестве проведенных за этот период операций, распределении их по типам, а также о марках используемых в работе продуктов. Результаты опросов этой выборки были распространены на генеральную совокупность – около 1 500 работающих в России пластических хирургов. Число специалистов, практикующих в разных регионах России, уточнялось путем массового опроса представителей более 600 клиник. Таким образом мы получили актуальную информацию о врачах, проводивших в 2016 году эстетические пластические операции.

ЛЕЗУТ НА ГЛАЗА

Блефаропластика, как одна из самых бюджетных операций с очевидным эффектом, не первый год стремилась в лидеры общероссийского рейтинга эстетических вмешательств, выбираясь в отдельных регионах на первую строчку еще в 2015-м. И вот в прошлом году наконец-то возглавила топ – коррекцию век российские пластические хирурги выполнили почти 33,5 тысячи раз, а это 22% от общего количества эстетических операций в стране.

Увеличение груди в национальном первенстве переместилось на вторую позицию, но само по себе количество таких вмешательств выросло – с 26,16 тысячи в 2015 году до 27,99 тысячи в 2016-м. Эта популярная в аудитории услуга заняла 18% от общего объема эстетических вмешательств, годом ранее этот показатель был на уровне 17%. «Значительное влияние на рынок оказывает операционная активность молодых хирургов, которых становится все больше. Новобранцы ориентированы на операции, имеющие коммерческий успех, особенно на увеличение молочных желез, при этом готовы работать за меньший процент, поэтому клиники охотно их привлекают», – делится наблюдениями представитель одной из компанию-дистрибьюторов силиконовых имплантатов. Особенно актуально это замечание для московского рынка – здесь операции по увеличению груди в 2016 году сохранили за собой почетное первое место.

Третье и четвертое места вновь заняли ринопластика и подтяжка лица, однако хирургическая активность по этим профилям несколько снизилась. Если операции на носу в 2015 году занимали 14% от общего количества эстетических вмешательств, то в 2016-м их доля составила лишь 9% (13,9 тысячи операций). Объективных предпосылок тренда опрошенные Vademecum хирурги не нашли, однако предположили, что часть пациентов могла отсеяться из-за набравшей популярность методики изменения формы носа с помощью филлеров.

Коррекция возрастных изменений лица тоже просела: если в 2015 году в стране было сделано 19,8 тысячи таких операций, то в 2016-м –лишь 17,6 тысячи. Отрицательную динамику провоцируют набирающие популярность малоинвазивные косметологические методики, рынок которых значительно более весомый, чем рынок эстетической хирургии. По данным Аналитического центра Vademecum, в 2016 году было выполнено более 12 млн косметологических инъекционных процедур на общую сумму более 100 млрд рублей. Хирурги тоже все больше решаются на диверсификацию, в первую очередь в сегменте косметологических нитей. Нерассасывающиеся нити сегодня применяются точечно, как вспомогательный инструмент во время традиционной подтяжки лица.

Нажмите, чтобы увеличить

karta.png

РУЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Эстетическая хирургия, пусть и проигрывая косметологии в финансовой состоятельности и клиентской приверженности методикам, по-прежнему привлекает инвесторов. В 2016 году получили лицензию на пластическую хирургию и начали работать 29 новых клиник – от Калининграда до Владивостока. Наибольшее количество запусков разного масштаба проектов состоялось, конечно, в Москве. В общей сложности на столичный рынок вышли 12 игроков. В создание клиники эстетической медицины инвестировал Михаил Найдышев, владелец УК «Манежная площадь» (управляет ТЦ «Охотный ряд» и другой коммерческой недвижимостью): совокупные вложения в проект под названием Evolution составили $1 млн, а практиковать здесь начал известный хирург Владимир Виссарионов, оперирующий также в Институте красоты на Арбате.

Клиники-новички едва ли серьезно повлияют на расстановку сил даже на локальных рынках – не столько из-за малого стажа, сколько из-за формата: в большинстве из них пластические хирурги ведут пациентов и оперируют сессионно. Например, возможность попасть на прием к Светлане Гагариной обещают сразу в восьми московских медцентрах: помимо основного места практики – клиники Seline, – это Институт пластической хирургии и косметологии (ИПХиК), Клинический госпиталь на Яузе, ЦКБ им Н.А. Семашко №2 ОАО «РЖД» и другие.

подтянулись в столицу.jpg

Несмотря на то что центральные роли на рынке отданы пластическим хирургам, большая часть которых не привязана к какой-то определенной клинике, в целом стабильная отрасль начинает демонстрировать традиционные для индустрии медуслуг формы ведения бизнеса. Например, московская Frau Klinik осваивает сетевой формат: в 2016 году у клиники на волне популярности ее основателя и главного пластического хирурга Сергея Блохина, ставшего одним из экспертов телешоу «На 10 лет моложе», открылся второй филиал. Но два предприятия под одним брендом – еще не сеть. Единственным сетевиком, да и то с натяжкой, можно назвать компанию «РЖД-Медицина», эстетические подразделения которой прописались уже в четырех федеральных округах и выполнили в 2016 году в общей сложности более 3 тысяч операций.

Еще одна характерная черта рынка – ротация. Не только кадров, но и клиник. Например, московская B-Clinic, продемонстрировавшая в 2015 году операционную активность на уровне 400 вмешательств, в 2016-м перестала существовать: как пояснил Vademecum один из управленцев клиники, пластическая хирургия как источник прибыли не оправдала ожидания акционеров, поэтому медцентр было решено закрыть. А на месте B-Clinic выросла Topclinic – проект хирурга Светланы Грищенко, ранее заведовавшей отделением хирургии ИПХиК.

Бывает, хирургам приходится менять площадки в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Главным врачом новосибирской клиники эстетической медицины «Дюна» около 10 лет был пластический хирург Дмитрий Егоров. Он же, по данным СПАРК-Интерфакс, являлся ее соучредителем вместе с Алексеем Зенковым, совладельцем производственной компании «Сибалюкс» и холдинга «Российские мясопродукты». В «Дюне» ежегодно проводилось более 500 операций, и с этим показателем клиника лидировала на региональном рынке. Однако в 2015 году «Дюна» оказалась в центре судебного разбирательства. В Ленинский суд Новосибирска обратилась местная жительница Наталья Швецова с иском о компенсации морального и материального вреда в размере 7 млн рублей: ее мать еще в 2011 году стала инвалидом после проведенной в клинике гистероскопии. Как установило следствие, врачи допустили передозировку анестезиологического средства, из-за чего пациентка впала в кому, из которой по сей день не вышла. Уголовное дело было прекращено по истечении срока давности, зато гражданский иск был удовлетворен. Оспорить это решение клинике не удалось.

В январе нынешнего года, по данным СПАРК-Интерфакс, состав учредителей клиники изменился – 100% долей получил некто Аркадий Аксенов, а сама «Дюна» была перерегистрирована в Барнауле, хотя физически осталась в Новосибирске. Одновременно бывшие владельцы компании Дмитрий Егоров и Алексей Зенков зарегистрировали в Новосибирске ООО «Медицина», что юристы Швецовой расценили как попытку уклониться от долгов и сейчас намерены подать иск о банкротстве клиники в арбитраж. Получить комментарии у Егорова и Зенкова Vademecum на момент подготовки материала не удалось.

ТОП10 самых популярных пластических операций в России в 2016 году

НЕОПРАВДАННО ЛУЧШЕЕ

Случаи нанесения вреда здоровью или смерти пациентов эстетических клиник упоминаются в оперативных сводках и СМИ все чаще – за последний год в публичном поле обсуждалось не менее 10 подобных инцидентов. Но разглашение данных о подобных ЧП на общем состоянии отрасли почти не отразилось. Во многом потому, что не всегда в произошедшем виноват именно пластический хирург – даже беглый мониторинг подобных новостей за 2016 год показал, что в большинстве случаев летальный исход наступает по причине сопутствующих заболеваний или анафилактического шока от анестезии. В марте нынешнего года в такую скандальную историю попал подконтрольный главному пластическому хирургу Минздрава Наталье Мантуровой ИПХиК, являющийся, ко всему прочему, лидером рейтинга клиник пластической хирургии МИА «Россия сегодня» сразу по двум направлениям – «Потенциал качества услуг» и «Опыт и стабильность клиник». Инцидент случился 11 марта – 48-летней пациентке ИПХиК стало плохо после операции, и вскоре она скончалась. Несмотря на сообщения в прессе о том, что женщина умерла вследствие круговой подтяжки лица, в ИПХиК настаивали, что ей делали простую блефаропластику. Причиной смерти была названа тромбоэмболия. «По данному случаю проведена внутренняя проверка. Причинно-следственной связи между действиями сотрудников института и смертью пациента не усматриваем», – сообщил тогда Vademecum гендиректор ИПХиК Юрий Гриб.

Еще один резонансный случай произошел в Санкт-Петербурге – блогер Анастасия Шпагина (аудитория ее канала на YouTube превышает 2,8 млн подписчиков) оказалась недовольна ринопластикой, которую ей сделал пластический хирург клиники Parada Тимур Нугаев. Пациентка утверждает, что после операции у нее появилась «вмятина» на носу, видны шрамы, а одна ноздря перестала дышать. После выхода видеоролика на эту тему на YouTube частный конфликт между Шпагиной и Нугаевым переместился в публичное пространство, этой теме посвятили выпуск ток-шоу «Пусть говорят» от 11 мая.

Пациентка прямо в эфире пригрозила обратиться в суд, а выход телепрограммы вынудил СК РФ по Санкт-Петербургу начать проверку, результаты которой пока неизвестны. Был на ток-шоу и депутат Госдумы Василий Власов, который, впечатлившись услышанным и увиденным, обратился к министр здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с предложением обязать частные клиники направлять пациентов, перенесших пластические операции, под стационарное наблюдение. «Пациенты после проведения пластической операции в частных клиниках не проходят реабилитационные мероприятия, что очень часто приводит к негативным последствиям для здоровья пациента и последующим осложнениям», – написал депутат министру. Власов предлагает внести изменения в приказ Минздрава от 30 октября 2012 года №555н «О порядке оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия». На самом деле парламентарий напрасно волнуется: многие клиники эстетической хирургии и без всяких нормативных ужесточений занимаются послеоперационным восстановлением пациентов, так как это неплохой канал для дополнительной выручки и повышения операционной эффективности

К конфликтным ситуациям между пациентами, клиниками и врачами подключилось Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ). Как рассказал Vademecum секретарь РОПРЭХ Георгий Аганесов, в профобъединении создан юридический отдел, который совместно с Этическим комитетом рассматривает обращения пациентов и хирургов: «Мы выдаем заключение по каждому случаю. Пациенты приобщают эти документы к судебному делу, и хотя заключение – это лишь мнение профессионального сообщества, а не результаты судебно-медицинской экспертизы, часто наше мнение оказывает определенное влияние на процесс».

Тему квалификации и качества подготовки пластических хирургов главный отраслевой специалист Наталья Мантурова поднимала на заседании профильной комиссии Минздрава в конце 2016 года. Обучение ординаторов «пластике» проводится только на платной основе, поэтому университеты стремятся набирать их как можно больше, не особенно считаясь с мнением преподавателей. Понятно, что «на входе» предъявить какие-то требования к будущим ординаторам действительно невозможно, признала Мантурова: «Человек приходит, платит деньги и начинает учебу. Мы сейчас будем совместно прописывать стандарты для ординаторов «на выходе». Будет лишение лицензий и кафедр, и преподавателей, которые не смогут нам гарантировать качество подготовки специалистов. Это первое, что будет выполняться в 2017 году».


пластическая хирургия, эстетическая хирургия, мантурова, увеличение груди, подтяжка лица, блефаропластика, frau klinik инвестиции, пластический хирург, эстетическая медицина, косметология
Источник: Vademecum №10, 2017

«С уходом итальянцев рынок маркировки в России ожидает ренессанс»

Платформа и содержание: как минимизировать риски профвыгорания медиков

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция