«За последний год при активном участии профессионального сообщества сформировано более 20 нормативно-правовых актов, принят основополагающий Порядок оказания медицинской помощи – впервые помощь психологов погружена в медицинскую помощь. Сейчас принимаются необходимые решения по повышению доступности психолого-психиатрической помощи для граждан, службу необходимо развивать, и здесь важно активное участие регионов», – отметил Мурашко.
Слова главы Минздрава подтверждает принятие таких профильных документов, как Порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования и Порядок оказания медпомощи при психических заболеваниях, а также Порядок наблюдения за людьми с хроническими психическими заболеваниями. Кроме того, межведомственная рабочая группа Минобрнауки утвердила план мероприятия по реализации концепции развития сети психологических служб в университетах.
Однако закона о правовом статусе психологической помощи, в отличие от психиатрической, еще нет. Необходимость принятия регулирующего документа обсуждается с 1990-х, предпоследний подход к нормативному акту парламентарии предприняли в 2014 году. В середине 2022 года о необходимости закона начали говорить и в профсообществе, и в законодательных органах.
Происхождение такой настороженности обосновано: за первые девять месяцев 2022 года россияне купили 108 млн упаковок успокоительных (на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 8,4 млн упаковок антидепрессантов (+48%). На препараты суммарно было потрачено 18,9 млрд рублей, сообщили в Центре развития перспективных технологий.
После начала в России частичной мобилизации в сентябре 2022 года RosExpert опросил 205 частных организаций (среди которых были и медицинские) о помощи мобилизованным сотрудникам и их семьям, сообщал правительственный портал «Объясняем.рф». Среди наиболее популярных льгот для сотрудников оказалась психологическая помощь (ее предлагают 53% опрошенных компаний), а 35,6% респондентов готовы предоставить семьям мобилизованных сотрудников услуги профильного специалиста на льготных основаниях.
В то же время Всероссийский центр изучения общественного мнения в ноябре 2022 года выяснил, что среди 1,6 тысячи опрошенных россиян старше 18 лет к психологам, психоаналитикам или психотерапевтам хотя бы раз обращались всего 13% респондентов, остальные 87% не обращались вовсе. Однако число обращений к профильным специалистам выросло с 6% в 2009 году до 12% в 2022 году. Об успешном результате обращения за психологической помощью сообщили 8% опрошенных, а о неуспешном – 4%.
Долгожданный законопроект о психологической помощи был представлен в сентябре 2022 года Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Председатель комитета Нина Останина сообщала, что документ разработали депутаты Госдумы с участием Санкт-Петербургского государственного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова. Законопроект пока обсуждается с профессиональным сообществом. Документ опубликован в «Психологической газете».
Нормативно-правовой акт направлен на борьбу с «серыми психологами», которые «получают дипломы после трехнедельных курсов и выставляют себя профессионалами», рассказала Останина на Всероссийском собрании социальных блогеров в октябре 2022 года.
Представители различных психологических проектов («Чистые когниции», Alter, «Стало легче», Inbalansy, «Эпикур», YouTalk, «Новая практика», «Психодемия») уже направили открытое письмо в Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу и Российское психологическое общество с предложениями по доработке законопроекта «О психологической помощи в РФ». Основная проблема, на которую указывали профессионалы, связана с необходимостью получения высшего профильного образования не ниже уровня специалитета или магистратуры – многие психологи прошли переподготовку на базе высшего образования по непсихологической специальности или программам бакалавриата. Новые требования могут привести к оттоку психологов, предупреждают специалисты.
Также специалистов смутило, что новый законопроект допускает раскрытие информации (какой именно, не уточняется) о клиентах в ряде случаев. Психолог обязан предоставить данные «по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно», а также при угрозе жизни и здоровья пациента или его окружения.
Минздрав России долгое время отказывался предоставлять сведения о пациентах разных категорий в МВД. В Министерстве здравоохранения отмечали, что раскрытие информации о психических больных, например, является разглашение врачебной тайны. Однако в конце ноября 2022 года был опубликован приказ Минздрава, который обязует психиатров взаимодействовать с сотрудниками полиции и уголовно-исполнительных инспекций «по вопросам предупреждения совершения лицами противоправных действий». Как именно будет происходить обмен информацией, в документе не прописано. В проекте приказа такой пункт отсутствовал, а оба документа – первоначальная и финальная версии – были опубликованы с разницей в две недели.
О том, как игроки рынка онлайн-консультаций при отсутствии тематического закона проводят собственную экспертизу и отбирают квалифицированных специалистов, – в материале Vademecum.