«Именно эти дети, по версии Следственного комитета РФ, были якобы предназначены «на продажу» их генетическим родителям в рамках расследуемого с января 2020 года «дела врачей», – написал Свитнев.
Двойняшки Аника и Артуро с января 2020 года находятся в Видновском специализированном детском доме для детей с органическим поражением психики. До этого дети жили под присмотром няни в подмосковной квартире вместе с тремя другими младенцами, рожденными по программам суррогатного материнства для иностранных граждан в России. Один из малышей скончался по неизвестной причине, что стало поводом для проверки квартиры правоохранительными органами.
После проверки было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 127.1 (продажа несовершеннолетних с перемещением их через государственную границу России, с использованием поддельных документов и в составе организованной группы) и ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (покушение на это преступление). По данным следствия, для экстракорпорального оплодотворения при программах суррогатного материнства применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица», а не генетический материал заявленной пары. По информации Свитнева, родство между родителями и детьми документально подтверждено.
Помимо Константина Свитнева, в деле еще девять фигурантов – три сотрудника «Росюрконсалтинга» (юрист, переводчик и менеджер), акушер-гинеколог роддома №3 Лилия Панаиоти, эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, гендиректор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников и две суррогатные матери. Свитнев арестован заочно, так как находится не в России, сотрудники его компании и врачи с июля 2020 года остаются в СИЗО.
В июле 2021 года Мосгорсуд перевел под домашний арест Панаиоти, Ашиткова, Иванову и Мельникова. Но спустя три недели, в августе, всех четверых фигурантов снова отправили под стражу.